Военно-космические силы РФ пускают «пузыри»
В городе Пересвете Сергиево-Посадского района Подмосковья проходят испытания экзотического вида вооружений — аэростата, пишет «Свободная Пресса».
Вооружение, как теперь принято говорить, нелетальное, хоть и летает прекрасно. По результатам испытаний, которые завершатся осенью, будет принято решение о включении аэростата в Государственную программу вооружений 2018–2025 годов.
Речь идет о многоцелевом мобильном аэростатном комплексе «Пересвет», созданном Долгопрудненским КБ автоматики (ДКБА), входящем в состав Концерна радиостроения «Вега».
Аэростат имеет длину 32 метра и диаметр 13 метров. Объем оболочки — 3000 куб.м. Он способен поднимать 300 килограммов полезной нагрузки на высоту 3,5 километра — такова длина кабель-троса, удерживающего комплекс на фиксированной высоте. При этом по кабелю на борт подается электроэнергия мощностью в 4,5 кВт, необходимая для работы приборов комплекса.
Подробностей об использовании аэростатчиками тех или иных приборов и их типов не сообщается. Но известно, что «Пересвет» способен решать такие задачи:
обеспечение дальней радиосвязи;
мониторинг значительных площадей;
разведка, включая не только визуальную, в видимом и инфракрасном диапазонах, но и радио- и радиационную разведку;
радиолокация большого радиуса действия;
радиоэлектронная борьба.
Условно говоря, достоинства привязного аэростата определяются тем, что он, по сути, является гигантской антенной или же перископом.
Если же отвлечься от данной конкретной разработки, то высотные аэростаты, как утверждает замглавы радиоэлектронного концерна КРЭТ Владимир Михеев, можно эффективно использовать для противоракетной обороны. Для этого необходимо разместить на обшивке фазированную антенную решетку, которая позволит фиксировать пуски межконтинентальных баллистических ракет и траектории полета их головных частей.
Но это, разумеется, лишь концепт, хоть и вполне реализуемый.
Прежде чем приступать к созданию столь грандиозных программ необходимо убедить высшее командование ВКС в актуальности возрождения в стране строительства воздухоплавательных систем — аэростатов и дирижаблей.
Сравнительно недавно — в годы Великой отечественной войны и в послевоенное время — они активно использовались в системах ПВО. И для наблюдения за небом, и для отражения авианалетов за счет построения заградительных рубежей.
Разумеется, сейчас эти функции никого не интересуют. Куда более долговечной оказалась разведывательная роль стратосферных шаров-зондов.
Шпионские аэростаты с мощными фотокамерами в 1954 году начали засылать на территорию Советского Союза американцы, воспользовавшись своими приграничными военными базами. Причем в огромных количествах — в год до 200–300 штук.
Аэростат, пролетев над сухопутной территорией и отсняв необходимое количество кадров, сбрасывал контейнер в море. Контейнер был оборудован радиомаяком.
Также он выпускал в воду краситель, создавая отчетливо различимое оранжевое пятно. После чего его извлекали из воды судами обслуживания.
Эти аэростаты компактных размеров стали громадной проблемой для советских войск ПВО. Зенитная артиллерия не могла такие цели поразить, поскольку они летели на высоте 30 километров. У истребителей-перехватчиков также потолок был значительно ниже. Справиться с аэростатом ракетой «воздух-воздух» было крайне сложно.
При заходе на атаку истребителю необходимо было набрать максимальную скорость, чтобы перейти со статического потолка на динамический.
Но при огромной разнице в скорости с медленно летящим шпионским зондом у летчика не было возможности точно прицелиться и сопроводить ракету радиолучом.
В связи с большой сложностью поражения зонда, каждого летчика, сумевшего уничтожить шпионский шар, награждали орденом Красной Звезды.
Такие налеты, весьма эффективные, продолжались до конца 60-х годов. Они прекратились в связи с появлением у американцев высотного самолета шпиона U-2 и развитием в СССР зенитно-ракетного оружия.
Долгопрудненское КБ автоматики было основано в 1956 году именно как ответ на американскую «шаровую стратегию». За более чем полувековую историю здесь было создано множество аэростатов и дирижаблей с объемами от 4 куб.м. до 3 млн. куб.м. и с грузоподъемностью от 1,5 кг до 6,5 т. При этом диапазон рабочих высот от 1,5 км до 45 км, а продолжительность полета — до 20 суток.
В ДКБА в интересах Министерства обороны отрабатывали различные инновационные методы создания и пилотирования аэростатов и дирижаблей. Так, например, было разработано семейство «радиационных» аэростатов. Они имеют специальную форму, сделаны из особого материала и наполнены обычным воздухом.
Днем подъемная сила в оболочке создается за счет нагрева воздуха от солнечного излучения, а ночью подогрев осуществляет тепловое излучение земли.
В середине 70-х годов был разработан первый отечественный свободный автоматический и радиоуправляемый тепловой аэростат.
В 90-е годы в ДКБА продолжали проводиться НИР. Однако на реализацию перспективных проектов не было средств. Среди неосуществленных разработок, например, — морской дирижабль радиолокационного дозора экономических зон. Проект представляется чрезвычайно эффективным с точки зрения и экономичности, и простоты реализации. Такой дирижабль способен осуществлять загоризонтную радиолокацию акватории и воздушного пространства.
То же самое делает загоризонтная РЛС «Подсолнух», которая стоит существенно дороже.
Эксплуатация дирижабля дешевле, чем использование самолетов и вертолетов. Хотя бы потому, что он беспилотный и к тому же сжигает гораздо меньше горючего. Есть преимущества даже по сравнению с беспилотниками. Во-первых, у дирижабля больше подъемная сила, в связи с чем он может брать больше аппаратуры.
Во-вторых, аварии по техническим причинам, приводящие к катастрофам, практически исключены.
Разумеется, это не относится к наполняемым водородом аэростатам и дирижаблям. Но от их использования уже давно отказались.
У воздухоплавательных аппаратов есть и еще одно существенное достоинство. Их трудно обнаружить радарами из-за того, что в них практически отсутствуют металлические элементы. В ДКБА это качество еще более развили за счет использования практически прозрачных для волн локаторов материалов оболочки и композиционных материалов для строительства жестких каркасов.
В последнее время в стране появились и другие разработчики воздухоплавательных аппаратов, которые ориентированы на их военное применение. Однако ситуация довольно туманная. Так, например, компания «Авгуръ-РосАэроСистемы», имеющая свой дирижабледром в Киржаче Владимирской области, утверждает, что целый ряд ее аэростатов и дирижаблей принят на вооружение Российской армии.
Однако в армии их след не обнаруживается. Хотя, действительно, несколько разработок «Авгура» проходили испытания с радиолокационной и связной аппаратурой на борту.
Впечатляют характеристики привязного аэростата «Пума», имеющего объем 12 тыс. куб.м. Он способен поднимать 2,2 тонны полезной нагрузки на высоту 4400 метров. Время автономной работы — 30 суток. При этом на высоту может подаваться очень серьезная мощность, равная 40 кВт. В информации на сайте компании каждому аэростату предписывается несколько функций — от рекламных до военных, где на него может навешиваться различная спецаппаратура, включая средства радиоэлектронной борьбы.
Значительные усилия «Авгуръ» прилагает в разработках пилотируемых дирижаблей. В 2018 году должны состояться испытания «Атланта» с грузоподъемностью в 60 тонн и дальностью полета в 2000 километров. Компания предполагает, что эта разработка заинтересует Министерство обороны. Разумеется, возможна и коммерческая эксплуатация дирижабля.
Однако рассчитывать на использование дирижаблей в качестве военных транспортников — дело рискованное.
В конце прошлого десятилетия по инициативе NASA американская компания Worldwide Aeros начала создавать тяжелый транспортный дирижабль Aeroscraft.
Вскоре проектом заинтересовался Пентагон, став софинансистом создания дирижабля, который мог бы дешево, не используя аэродромов, перебрасывать военную технику и личный состав (до батальона) на большие расстояния.
Прототип грузоподъемностью 40 тонн в 2013 году совершил первый полет. И военные остались довольны результатами. На том все и завершилось. Рухнувший вскоре на базе морской пехоты ангар уничтожил прототип.
Компания начала судиться с Пентагоном, в связи с чем военное ведомство переменило свое отношение к проекту.
Сейчас Worldwide Aeros ищет 3 млрд. долларов, чтобы к 2023 году построить целый флот дирижаблей, самый мощный из которых поднимал бы 250 тонн. Разумеется, все они имеют двойное назначение: если не подходят военным, то их можно эксплуатировать в коммерческих целях.
Это не самый грандиозный американский военный проект в области воздухоплавания, который, что называется, повис в воздухе. В середине нулевых годов агентство DARPA, специализирующееся на создании прорывных военных технологий, объявило о проекте дирижабля грузоподъемностью 1000 тонн с беспосадочной дальностью 22 тыс. километров.
Проект был свернут в связи с тем, что громадная стоимость разработки намного перевешивала ожидания, возлагавшиеся на супердирижабль.
А вот проект создания разведывательного суборбитального аэростата, работающего на верхней границе стратосферы (то есть — на высоте порядка 80 км), Пентагон заинтересовал. И это понятно. Такой аппарат по возможностям мало чем отличается от спутника на низкой орбите. Проект должен окупиться с лихвой, поскольку для запуска аэростата не требуется ракета-носитель.
Вот только непонятно, удастся ли американским конструкторам создать стратостат, который достигнет практически безвоздушного пространства? В настоящий момент абсолютный рекорд принадлежит японцам, чей аэростат в мае 2002 года достиг высоты 53 километра.
Привязные аэростаты с более скромными характеристиками уже довольно давно используются в американской армии в качестве наблюдательных пунктов, оснащенных в основном теле- и инфракрасными камерами.
В начале десятилетия Пентагон решил усилить воздухоплавающий флот беспилотными дирижаблями, которые встраивают в системы ПВО и ПРО.
И сейчас эта инициатива в рамках программы JLENS стоимостью почти в 3 млрд. долларов уже начинает реализовываться.
На базе ВВС в штате Мэриленд заканчивается тестирование дирижаблей, «настроенных» на обнаружение низколетящих крылатых ракет. Их принятие на вооружение ожидается в следующем году или через год.
Это могло бы состояться раньше, но в прошлом году оторвавшийся от причальной мачты дирижабль «гулял» в небе штата без руля и ветрил четыре часа, пока истребители F-16 не прошили его из пушки. Тогда он опустился на землю в безлюдной местности.
По факту этой аварии проводилось расследование, которое затормозило развитие проекта.
Владимир Тучков
Источник - Русская весна