Командиры Майдана затосковали по Сталину
О «мобилизационной экономике» для Украины — в материале «Свободной прессы».
Мобилизовать украинский народ на борьбу с Россией можно только путем перевода экономики на военные рельсы. Такое мнение высказал украинский политик, один из «полевых командиров Майдана» Тарас Стецькив.
«С начала года погибли почти 700 наших военных. Кого мы обманываем, когда говорим, что стрелять стали меньше? Люди как гибли, так и гибнут, а война на самом деле продолжается. Нужно называть вещи своими именами — сказать, что идет война и есть военное положение. По-другому нельзя. На нас напал враг, и мы должны мобилизовать весь наш народ, перевести всю экономику на военные рельсы.
И когда мы сделаем это, Россию можно будет остановить. А когда она видит, что Украина ведет себя так, как сейчас, то это будет только стимулировать её на агрессивную политику в дальнейшем», — цитирует рассуждения украинского политика «Политнавигатор».
С точки зрения «щирого украинца», звучит вполне логично. Вот только возможно ли мобилизовать на войну народ, который с удовольствием продолжает ездить отдыхать в «оккупированный» Крым? И можно ли перестроить на военный лад деградирующую экономику, которая не рухнула окончательно лишь благодаря денежной подпитке с Запада?
— Если бы на Украине вдруг появился новый Сталин, то, наверно, через какое-то количество лет он смог бы мобилизовать страну, подчинить её экономику интересам армии, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Но при нынешнем режиме в Киеве это невозможно. Украиной управляют временщики, задача которых украсть как можно больше, прежде чем Украина распадётся окончательно. Они не концентрируют ресурсы в интересах государства, а наоборот, распыляют их, выводят из страны.
И даже значительная часть западной помощи, которая присылается именно для военных нужд, оседает в карманах украинских чиновников. Всё, на что способен киевский режим — с помощью манипуляторных технологий удерживать власть. Однако без конца это делать не получится.
В этом высказывании Тараса Стецькива верно то, что при нынешнем положении дел на Украине не только Россию, но и даже республики Донбасса, им не победить. Нужна мобилизация. Хотя и она мало поможет ВСУ в случае, если Россия действительно вступит в войну, просто цена их разгрома несколько возрастёт.
«СП»: — Тем не менее, часто говорят, что боеспособность украинской армии растёт. С этим можно согласиться?
— Недавние события в Дебальцево показали, что боеспособность украинской армии находится сейчас, примерно, на уровне боеспособности армий ДНР и ЛНР. Для того чтобы Киеву создать полноценную сильную армию, необходимо откуда-то взять современную технику, пополнить офицерский корпус профессиональными кадрами, резко поднять дисциплину. Ничего этого на Украине мы не наблюдаем.
В стране производится очень небольшая номенклатура товаров военного назначения, то есть самостоятельно снабжать армию она не может. Запад не поставляет современные вооружения, поскольку понимает, что это чревато резким обострением конфликта. Да и профессиональных военных, способных грамотно управлять современной боевой техникой, на Украине почти нет.
— В 2014 году много говорили, что украинцы не мотивированы на войну, не хотят рисковать жизнью рад своего государства. Сейчас в результате двухлетней пропаганды что-то изменилось?
— Число «мотивированных» выросло, но крайне незначительно. На словах большинство украинцев — националисты и патриоты. А вот когда речь заходит о том, чтобы идти воевать, желающих, по-прежнему, немного. В 40-миллионной стране 1–2% граждан, готовых рисковать жизнью ради этой страны, это уже немало. По крайней мере, для того, чтобы продолжать войну в Донбассе.
Поэтому на локальные боевые наскоки, как это было недавно в районе Дебальцево, ВСУ способны. А вот для того, чтобы создать широкий фронт, скажем, вдоль всей границы с Россией, людей у них уже не хватит. Даже если они загонят в армию палками миллион человек, боеспособность их армии всё равно будет крайне низкая.
Для того чтобы украинский народ всерьёз был мотивирован на войну с Россией, должно смениться несколько поколений. К тому же украинцы никогда не отличались склонностью к тому, чтобы мобилизоваться в необходимый момент. Они больше способны к партизанщине, анархии. Поэтому если на Западе рассчитывают, что они создадут из украинской нации железный кулак против России, то заблуждаются. Этого не будет даже в отдалённой перспективе.
— Надо сказать, что уже в 20 веке всерьёз перестраивали экономику на военные рельсы всего две страны — СССР и Япония, — говорит политолог и публицист Алексей Анпилогов. — А, скажем, фашистская Германия до конца 1943 года была нацелена на блицкриги, которые не требовали от экономики серьёзного напряжения. Про другие европейские страны я и не говорю, поскольку для многих европейцев последствия войны в основном сказывались в том, что они не могли пить любимый кофе по утрам или получать какие-то иные привычные продукты и развлечения.
А в наше время к мобилизационной модели экономики не способна, пожалуй, ни одна страна в мире. Поскольку везде выстроен тип экономики, который я бы назвал потребительским. Оттого и получили распространение так называемые гибридные войны. Теоретически Украина, как наследница СССР, могла бы перестроить свою экономику на военные рельсы. На её территории было немало предприятий, выпускающих военную продукцию.
Но за четверть века всё это активно разворовывалось или просто приходило в негодность. И всё равно запасы от «проклятого советского прошлого» были столь велики, что в первый год войны на Украине мало кто задумывался, сколько стоит снаряд, сколько — гаубица, автомат Калашникова и так далее.
Всё это, хоть и устарело, но было способно убивать без особых материальных вложений. Теперь же мы слышим заявления от руководителей Совета национальной безопасности Украины, что в стране начался снарядный и патронный голод. Поскольку производство снарядов и мин на Украине было сильно разбалансировано. А патроны производили в основном на заводе в Луганске.
Сейчас Украина продолжает в военной сфере «проедать» последнее, что осталось от СССР. Ни высокопрофессиональных кадров, ни технологий для создания новых вооружений у неё нет. Расхваленный украинский танк «Оплот» до сих пор существует всего в нескольких экземплярах, а испытания двух бронекатеров, которые должны были пополнить крайне ослабленный украинский военно-морской флот, с треском провалились. Поскольку выяснилось, что катера эти не способны стрелять в условиях морской качки.
— А в принципе, украинский народ способен мобилизовать свои усилия в трудный момент?
— Надо понимать, что для Украины нынешняя война не является ни священной, ни оборонительной, как это сейчас пытаются представить в Киеве. Нынешняя власть не может предложить ни Крыму, ни Донбассу идеи, которая бы убедила жителей этих территорий, что им необходимо восстановить у себя украинскую государственность.
Крым и даже Донбасс по факту уже потерянные для нынешней русофобской Украины территории. Да и с остальным Юго-Востоком киевский режим не знает, что делать, поскольку эти области не укладываются в модель русофобского государства. Даже на Украине думающим людям понятно, что война ведётся не против Донбасса, а против России.
При этом киевский режим выполняет незавидную роль вашингтонской марионетки, делающей грязную работу за американцев. Именно поэтому на Западе сквозь пальцы смотрят на разворовывание тех денег, которые присылаются, чтобы поддержать падающую экономику Украины.
— Украина, по-прежнему, очень разнородная территория, — говорит украинский политолог Сергей Слободчук. — Люди по-разному настроены на западе страны, на юго-востоке, в центре. Иногда и в одной области очень разные настроения соседствуют. Мобилизовать такое общество невозможно. За так называемые ценности Евромайдана «болото», то есть люди, не имеющие чётко выраженной гражданской позиции, стали выступать после бегства Януковича из Киева, когда резко поменялась повестка дня «в телевизоре».
Именно тогда изо дня в день по главным телеканалам начали вдалбливать мысль о том, какая плохая Россия и какая начнётся замечательная жизнь, стоит лишь вступить в Евросоюз, порвав все связи с северным соседом.
Некоторые тогда искренне верили, что в день вступления в ЕС, который близок, всем раздадут по «мерседесу». Конечно, такие люди с такими настроениями не захотят отказывать себе в последнем куске хлеба, лишь бы победить Донбасс и «одёрнуть Россию». Мало того, промышленность на Юго-Востоке приходит в упадок и у многих рабочих, живущих на нищенские пособия, всё чаще возникает вопрос: зачем надо было ссориться с Россией ради призрачного европейского благополучия? А тем более воевать.
Алексей Полубота
Источник - Русская весна