Севастополь без украинского ига: блеск и нищета легендарного города
Интервью с Олегом Николаевым — известным севастопольским политиком и бизнесменом, лидером общественного движения «Служу Севастополю», членом Севастопольского регионального штаба ОНФ, одним из самых близких соратников «народного мэра» города русских моряков Алексея Чалого об актуальных проблемах Севастополя.
— Вы вновь заявили о необходимости проведения референдума по выборам губернатора. Но ваши оппоненты, как, например, военный эксперт Игорь Коротченко, указывают, что руководство главной базы ЧФ, особенно в нынешний период блокады Крыма и обострения с Западом — это прерогатива Президента. Что скажете?
— Я не знаю какие мотивы у военных экспертов, спекулирующих на блокаде Крыма и имени Президента. Может быть, они намекают на то, что севастопольцы сойдут с ума и проголосуют за враждебного России кандидата в губернаторы?! Что касается прерогативы Кремля, то власть оставила себе достаточно инструментов, ограничивающих недостойных кандидатов муниципальным фильтром.
Ну и контроль президентской вертикали никто не отменял. У ЧФ есть свои руководители и стратеги, которые не занимаются городским хозяйством в Севастополе. А губернатору стоило бы.
Остановлюсь на выборах подробнее. Севастополь десятилетиями был лишен возможности выбирать своего губернатора. Это было и при СССР, и после его развала при украинском безвременье. Украина намеренно лишала севастопольцев права выбирать своего градоначальника. Это было связано с пророссийскими настроениями в Севастополе.
Киев боялся, что город может возглавить пророссийский лидер. Так и случилось в феврале 2014 года: когда в столице Украины произошел майдан, севастопольцы, не согласные с антиконституционным переворотом, на митинге впервые избрали народного мэра, своего губернатора — Алексея Чалого.
Он сделал все, чтобы Севастополь вернулся Россию, закончив свою миссию, которой посвятил около 20 лет. Потом он совершил ошибку, которую сам признал позже и о которой, кстати, его предупреждал Президент, когда Чалый порекомендовал Путину назначить на пост губернатора Севастополя Сергея Меняйло.
Тогда как раз многие военные адмиралы и начальники, а также полпред Президента в Крыму Олег Белавенцев поручились перед Чалым за Меняйло, и он им поверил, поэтому обратился с таким предложением к Президенту. Позже Меняйло и Чалый договорились, что после выборов в заксобрание в сентябре 2014 года депутаты и губернатор внесут поправки в Устав о всенародных выборах главы Севастополя. Меняйло лично намеревался подготовить такие изменения и выступал за прямые выборы. Но обманул ожидания севастопольцев.
Прямые выборы губернатора — это обещание Алексея Чалого, данное севастопольцам после воссоединения города с Россией, а затем после выборов в Заксобрание. Он всегда держит слово. Но губернаторское меньшинство в парламенте — подконтрольные Меняйло 11 депутатов, голоса которых также необходимы для внесения соответствующих поправок в Устав — этому противостоит. Поэтому я обратился к Чалому с предложением собрать голоса севастопольцев за проведение референдума по вопросу всенародных выборов.
Он сказал мне: «Займись этим».
— Противники выборов губернатора указывали, что сейчас публичные споры между Чалым и Меняйло играют на руку недругам России, ситуация дестабилизируется, в Сети даже были документы украинских чиновников из Минстеця, где строились планы по такой дестабилизации по аналогии с Майданом. Как прокомментируете такие обвинения?
— Я сам пытался наладить взаимодействие Алексея Чалого с Сергеем Меняйло — в одно время даже взял на себя роль моста между ними. Но все их договоренности о развитии и будущем Севастополя, инициатором или свидетелем которых я становился, Меняйло нарушал или просто игнорировал.
К сожалению, Меняйло оказался слабым управленцем и человеком, не разделяющим севастопольские ценности. И это видит не только команда Чалого, но и горожане. Дороги не ремонтируются, зарплаты бюджетникам не выплачиваются в необходимом объеме, на исторических объектах Севастополя, охранных природных территориях появились строительные экскаваторы и так далее.
Мне кажется, это в первую очередь должно волновать тех, кто радеет за имидж Севастополя перед недругами России. В авангарде международных скандалов, играющих на руку этим недругам, всегда становился Меняйло.
То решит национализировать последнего эффективного иностранного инвестора Севастополя на «Инкермане», то фильм снимет о своей великой роли в картине о воссоединении России с Крымом, после чего на Западе заговорили об очередном свидетельстве «военной аннексии». А вспомните, как он назначил священника директором Херсонеса?
Кстати, Меняйло тогда дезинформировал всех, заявив, что он получил согласование в Министерстве культуры и благословение Патриарха. Это вызвало недовольство научной элиты не только в России, но и за рубежом.
Какие еще планы, способные взбудоражить общественное сознание в городе, зреют в голове у Меняйло, я не знаю. А Чалый — севастополец, он стоит на защите интересов родного города. И один из таких интересов — выборы губернатора. Вот и весь комментарий.
— Почему противники губернатора не могут договориться с ним, не вынося спор из избы? Наверняка ведь такие предложения звучали?
— Если сор остается в избе, то в итоге в избе ничего не остается кроме сора. Есть у нас такие примеры — одна севастопольская бабушка мусор не выносит, так там уже соседи вешаются и полицию вызывают, чтобы они ее в чувство привели и мусор вынесли. Сор нужно регулярно выносить, а в избе должно быть чисто, тогда и тараканов с крысами в избе не будет, которые болезни распространяют и еду воруют.
Противниками губернатора можно назвать бОльшую часть города. Это показывают социологические опросы и общее настроение севастопольцев. Просто выйдете на улицу и поговорите. О выносе сора из избы я уже сказал: Сергей Меняйло сам преуспел в информационном международном шуме. Если бы он также эффективно, как создает очередной скандал, управлялся с городом, все было бы иначе.
Никаких предложений со стороны Меняйло я не слышал. Повторюсь — я не раз становился свидетелем переговоров депутатов и правительства, Чалого и Меняйло. У губернатора не появлялись идеи глобальнее, чем забрать чего-то у одних или передать другим в ущерб городу.
— Севастополь начал курортный сезон. Центр, где гуляют туристы, достаточно чист и ухожен. Почему же вы так настойчиво требуете смены власти в городе?
— У нас туристы гуляют не только по центру. Они еще снимают жилье в разных районах в зависимости от достатка, передвигаются на машинах. Что они видят: вывернутые бордюры, разбитые и недоделанные дороги из-за того, что приглашенные губернатором и его окружением подрядчики разворовали деньги на уличный ремонт. Они видят кучи мусора на контейнерных площадках, которые не вывозятся сутками. Сейчас уже середина июня, а пляжи снова не готовы к сезону.
К третьему лету губернатор Меняйло так и не разобрался, что управляет приморским городом. Я, как и многие севастопольцы, настойчиво добиваюсь порядка в городе, где живет моя семья. Я создал движение, которое уже несколько лет бесплатно убирает город на субботниках.
Я хочу быть уверенным, что город не будут разграблять и хаотично застраивать, что мои внуки смогут гордиться историей и обликом Севастополя. Сергей Меняйло такой уверенности не вселяет. Наоборот — его пребывание на посту губернатора вредит городу.
— Каков ваш прогноз относительно нынешнего курортного сезона как у бизнесмена? Что бы вы могли улучшить, обладая мандатом депутата Госдумы?
— Для меня лично нынешний курортный сезон будет похож на прошлый — я продолжу защищать свой бизнес в судах. Под давлением исполнительной власти мой ресторан «Остров» все еще выселяют из арендуемого помещения.
А в целом к сезону правительство Севастополя не готово — это видно не только по состоянию города в целом, но и по условиям для отдыха гостей. У нас почти нет готовых к отдыху пляжей. Так что, думаю, в этом году сезон пройдет чуть сложнее, чем в прошлом.
Предпринимателям и властям еще надо научиться удивлять гостей, искушенных комфортом и сервисом какой-нибудь западной туристической Мекки. А пока я не слышал, чтобы наши чиновники стучались в турагентства и рассказывали, что можно делать в Севастополе. Никто из правительства города не создает интерес к посещению Севастополя на федеральном уровне. Как будто все только и ждут, что россиянам запретят летать за рубеж, и они ринутся к нам поневоле.
В программе Алексея Чалого уже все написано, что должно привлечь гостей города. Это военно-исторический и патриотический туризм, авторское виноделие — и, как следствие, гастрономический туризм. Все уже написано. Мандат депутата Госдумы поможет мне продвигать интересы Севастополя на федеральном уровне. В том числе и по привлечению туристов. Заставить местные власти заняться развитием этих направлений будет эффективнее с мандатом депутата Госдумы.
— Кто будут ваши главные соперники на выборах в Госдуму, как считаете?
— Любой мой соперник от парламентских партий будет удобен губернатору. Это уже показали местные функционеры. Руководители севастопольских ЛДПР и «Единой России» возглавляют костяк «меняйловского» блока из 11 депутатов Заксобрания. Оставшиеся без поддержки севастопольцев осенью 2014 года КПРФ и «Справедливая Россия», видимо, выставят уже ветеранов Госдумы. Партийные съезды назовут имена — кто это будет, я не знаю.
— Какие особенности политической борьбы в Севастополе?
— Севастополь уникален, он не похож даже на остальные города Крыма. Здесь живут особые люди, которые не раз поворачивали колесо истории. Два года назад они снова его повернули, сделав выбор, изменивший наш мир. Поэтому попытки циничных политиков манипулировать ими проваливаются — как это случилось с роликом «4-я оборона».
— Как санкции влияют на условия ведения бизнеса в Крыму?
— Местный бизнес к ним уже понемногу адаптируется. Более того, санкции открывают перед местными производителями определенные возможности. Но бизнес пугают непредсказуемые действия правительства Севастополя, которое может что-то «отжать» или закрыть одним распоряжением Сергея Меняйло. Чтобы использовать санкции для развития экономики региона, нужны открытые и понятные правила, которые бы соблюдали обе стороны — и бизнес, и власть.
— Как влияет на бизнес разрыв экономических связей Крыма и Украины?
— Сейчас этот фактор почти не влияет на бизнес. Благодаря глупости украинских властей мы прекратили поддерживать их экономику. Своими действиями они помогли нам быстро перестроиться.
— Во что бы вы посоветовали вкладывать деньги в Севастополе? Что бы советовали обязательно посетить?
— Сейчас Севастополь нуждается в инвестициях. Здесь можно развивать любые направления бизнеса, здесь много пустующих ниш. Благодаря закону о СЭЗ у нас созданы весьма благоприятные условия для развития производства и сельского хозяйства. Всему помехой хаос в исполнительной власти города и чрезмерное административное давление. Нет пока доступных предложений для инвестора, нет внятной инвестиционной карты города. Но эту проблему я, надеюсь, мы все же решим в ближайшее время.
— Вы раньше заявляли, что у вас проблемы с бизнесом из-за политической деятельности — проверки ресторанов, тем не менее, их количество увеличивается — вслед за «Островом» открываются «Волки и овцы», теперь «Весна» прямо рядом с памятником затопленным кораблям. Выходит, не все так плохо?
— Все, что я открываю, становится предметом особого внимания чиновников и проверяющих служб. Мы даже пошутили однажды в рекламе одного из проектов: «Здесь все вкусное и свежее. Нас каждый день проверяют».
Так Сергей Меняйло заставил телевизионщиков снять этот ролик с эфира канала правительства. Ресторан «Остров» находится уже почти год на осадном положении. С августа 2015-го, когда общественное движение «Служу Севастополю» сообщило о начале сбора подписей к президенту, со стороны исполнительной власти города было несколько попыток закрыть ресторан: прокуратура, Роспотребнадзор, иск правительства о сносе здания, шантаж собственников помещения с требованием расторгнуть с нами договор аренды. В итоге владельцев здания заставили судиться со мной.
«Волки Овцы» тоже открывались со скандалом. Чиновники организовали 10 проверок, и их остановило только обращение в суд моими юристами о незаконности визитов подчиненных Меняйло.
В апреле мы арендовали здание на Приморском бульваре и открыли там ресторан советской кухни «Весна» — ровно через две недели собственники здания получили иск о сносе от правительства Севастополя. Как нам сказали работники департамента имущественных отношений, по прямому указанию Меняйло был подготовлен иск о сносе в кратчайшие сроки. Теперь идут суды.
Но я привык отстаивать свои интересы и интересы своей команды, ребят уже под сотню трудится. Мы действуем исключительно в рамках закона и продолжим развивать свое дело, несмотря на незаконное преследование.
— Посещают ли ваши крымские рестораны гости из дальнего зарубежья? Что говорят?
— Посещают, конечно, — иностранцы бывают почти каждый день. Недавно мы были удостоены похвалы легенды мирового виноделия, французского эксперта Патрика Леона. Мы стараемся держать марку и через блюда рассказывать о месте, в котором мы живем. Пока получается. Судя по отзывам в нашей книге, все довольны.
— Вы курируете проект «Свалки.нет» — волонтеры убирают побережье, скверы и т. п. как успехи? Почему в городе, один из источников доходов которого туризм, уборка — это дело энтузиастов, а не городских служб?
— Проект «Севсвалки.нет» — это массовое общественное движение, которое я задумывал, как способ изменить окружающую среду и восприятие Севастополя как собственного дома. Я убежден, что даже глобальные преобразования нужно начинать с самого элементарного — например, с уборки своего дома.
Ведь человек, пришедший на субботник и убирающий мусор за другими, уже по-другому, по-хозяйски смотрит на город, в котором живет. Особенно дети, которые с малых лет учатся смотреть на мир другими глазами. Теперь у нас есть несколько тысяч подвижников и движение растет.
Мы уже больше четырех лет последовательно занимаемся наведением чистоты в Севастополе, и я уверен, что в итоге вычистим его. А плохая работа городских служб — это следствие общего хаоса, поглотившего наш город. К сожалению, это прямое отражение бездействия и бездушия чиновников, управляющих сегодня городских хозяйством.
— Какое будущее вы видите для Севастополя? Не так давно была история, когда Медведеву предложили перенести сюда столицу России. Чиновники правительства городского тут же отвергли инициативу, заявив, что хватает и нынешнего статуса. А у вас нет амбиций, превратить Севастополь в столицу новой России?
— У меня не возникает желания перенести столицу в Севастополь, на мой взгляд, это простой популизм. Логичнее перенести столицу России в центр страны, например, в Екатеринбург. Это было бы полезным с точки зрения обновления административных элит и логистики. И послужило бы встряской, так необходимой нашей стране.
Мы и так третья столица России — благодаря Владимиру Путину и Алексею Чалому Севастополь получил статус города федерального значения — это предоставляет городу большие возможности, и в то же время налагает ответственность перед страной. Я вижу Севастополь комфортным для жизни горожан и наших гостей. С многокилометровой набережной и парками, восстановленным историческим центром и продуманной городской средой. Городом, который живет не от сезона к сезону, а круглый год.
Центром духовно-патриотического воспитания, ведь именно отсюда, из Херсонеса, началось православие на Руси, здесь отражены все исторические эпохи и масса примеров воинских подвигов. Центром инновационного развития России, с самым передовым в мире производством. Отсюда и развитие образования, и приток молодежи в город.
Севастополь должен развиваться и как военно-морская база ЧФ, и как кузница военных моряков, благо традиции нам удалось сохранить в Нахимовском училище. Свое видение ближайшего будущего для Севастополя мы подробно описали в программе развития Севастополя еще в 2014 году, которая была разработана лучшими экспертами АСИ и АСРС и которую одобрил президент и подавляющее большинство севастопольцев. Все написанное в этой программе абсолютно реально воплотить в жизнь в ближайшие пять лет. Для этого просто необходима воля и желание служить Севастополю.
Беседовал Александр Долгинцев-Межевой
Источник - Русская весна