Новость из категории: Главные новости

Киевский «ястреб» заговорил о мире

31.05.2016 - 5:00
Киевский «ястреб» заговорил о мире


Впервые на Украине высокопоставленный чиновник открыто заявил о необходимости снятия экономической блокады с Донбасса, пишет «Свободная Пресса».



Причём, сделал это не кто-нибудь, а замминистра Украины по делам так называемых оккупированных территорий Георгий Тука. Прежде он был известен совсем иными заявлениями. Например, обещаниями поддержать «партизан», убивающих «сепаратистов», призывами установить на Украине диктатуру.



Известен Тука и как создатель сайта «Миротворец», где выкладывались личные данные ополченцев и всех граждан Украины, открыто не принимающих ценностей Евромайдана.




И вот этот «ястреб» вдруг говорит вполне разумные вещи, которые в устах «сепаратиста» вполне могли бы сойти за обличение киевского режима.




«Эмоциональное» решение об экономической блокаде Донбасса со временем превратилось в «глупость и недальновидность», а значит, должно быть отменено, сказал он в интервью украинской газете «Зеркало недели».




«В момент, когда начались активные боевые действия, когда гибли сотни наших солдат, когда образовалась линия разграничения, Украина приняла для себя достаточно резкое решение — отказаться от поставок на оккупированные территории воды, еды, перекрыла финансовые и социальные потоки», — изрёк Тука.




Мягким выражением «перекрыла финансовые и социальные потоки» украинский чиновник называет преступление украинской власти, когда из-за прекращения выплат пенсий в Донбассе десятки одиноких стариков умерли от голода. И теперь, как надеется, Тука, всё можно исправить, заново наладив экономические связи с Россией.



Тука также подчеркнул, что блокада привела к тому, что отсутствием украинского влияния и товаров «воспользовалась» Россия, а у местных жителей усилилось враждебное отношение к Украине. Выход из ситуации замминистра видит в «постепенном открытии торговых шлюзов».



Говоря о политике Киева в отношении Донбасса, Тука отметил, что украинские власти «не открыли закупоренный вентиль, не дали понять людям, что они нам нужны, они наши, и мы будем их кормить и заботиться о них».



Нынешний замминистра предлагает «заботиться» о людях, на землю которых продолжают прилетать снаряды украинских «освободителей». Насколько реальна «постепенная интеграция Донбасса в украинское экономическое и политическое пространство» в условиях постоянной угрозы возобновления полномасштабных боевых действий?



— Георгий Тука либо не понимает, что Донбасс только экономическими мерами не вернуть, либо лукавит, — считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Оценка экономической ситуации вполне разумная. Видимо, даже такие украинские радикалы, как он, начинают понимать, что с Донбассом лучше договариваться по-хорошему.



Разумная экономическая политика Киева в отношении Донецка и Луганска в лучшем случае просто уменьшит ненависть жителей республик к киевским властям.




Между прочим, то, о чём говорит Тука, чёрным по белому записано в Минских соглашениях.




Там в одном из пунктов значится, что Украина должна прикладывать усилия для нормализации экономических отношений с Донбассом. Однако без реализации политических пунктов «Минска-2» жители Донбасса не поверят в добрые намерения Киева. А выполнить политические пункты, значит, на деле признать Украину федеративным государством. В Киеве на это не пойдут.



— То есть заявление Тука можно расценивать, как попытку Киева подменить выполнение Минских соглашений «добрыми жестами» в сторону республик в экономической сфере?



— Я бы сказал, что нам сейчас пытаются преподнести, как откровение готовность выполнять небольшую часть Минских соглашений. Дескать, вот мы видим, что теряем Донбасс, поэтому надо попытаться вернуть его экономически. Если бы Киев выполнял Минские соглашения, подобной ситуации не возникло бы.



— Георгий Тука прежде отличался резкими или экстравагантными высказываниями в отношении республик Донбасса и России, — говорит политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов.



— Однако в последнем его заявлении нет ничего нового и неожиданного. Ещё год назад в Киеве некоторые чиновники твердили о необходимости социальной политикой «задобрить» жителей ЛДНР, включить республики в общее с Украиной экономическое пространство. Однако все эти заявления так и остаются на словах или на бумаге.



Изобретать велосипед тут не надо. Украина могла бы смягчить, скажем прямо, враждебное отношение жителей Донбасса хотя бы тем, что возобновила бы выдачу заработанных пенсий, разблокировала банковские счета и так далее. Ничего этого не делается.



— Действительно ли экономика и социальная сфера Донбасса во многом теперь завязаны на Россию?



— Да, Тука совершенно верно говорит о том, что Украина в результате непродуманной блокады проиграла больше, чем Донбасс. Я знаком со многими предпринимателями ЛНР и ДНР. И от них знаю, что ситуация резко изменилась по сравнению с 2014-м годом. Тогда республики испытывали товарный голод. А теперь там можно купить почти всё, что было в продаже до войны. Только поменялись поставщики.



Большая часть товаров в Донбассе теперь имеет российское происхождение. Некоторые из них привозят аж из Сибири. Хотя и украинская продукция достаточно широко представлена.




Украина проиграла экономическую войну за Донбасс. Республики перешли на рубли, и вернуть туда гривну будет крайне сложно.




Даже если предположить, что Киев начнёт выплаты социальных пособий на территории Донбасса и там вернётся в обращение гривна, украинские производители всё равно не смогут конкурировать с российскими. К тому же украинские товары попадают в Донбасс через блок-посты ВСУ, где уже налажена система взяток. А это означает, что такие товары будут дороже российских.



Тука правильно оценил ситуацию, но теперь изменить Киеву вряд ли что удастся.



— Подобные сигналы из Киева доходили и в момент провозглашения блокады, — напоминает политолог, Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. — Но «ястребы» (вроде того же Туки, который в свое время активно призывал эту блокаду ввести и сделал все для этого возможное) в Киеве всегда берут верх…



— А зачем вообще нужна была блокада? Всерьёз верили, что смогут удушить, и Россия закроет глаза?



— Верили и многие из них продолжают верить. На Украине живут одной надеждой (если не считать прилетевшую недавно Надежду Савченко): вот-вот Россия развалится, вот-вот все там рухнет — и тогда украинцы «возьмут свое», вернув Донбасс, Крым, а там и до Кубани и Урала недалеко. На протяжении последних лет все время называли магическую дату — 2017 год. Теперь некоторые этот апокалипсис сдвигают постепенно, но надежды на то, что оно «само как-нибудь рассосется», в Киеве продолжают жить.



— Насколько в экономическом плане Донбасс — это уже Россия? Возможен ли обратный процесс? Можно ли вытеснить оттуда российского производителя?



— Практически ничего необратимого в истории нет. Два года назад мы не верили, что можно вытеснить российского производителя и российские банки с Украины. Теперь им там делать нечего, по большому счету. Но это тоже до поры до времени. Все зависит от массы обстоятельств — и в первую очередь, от последовательности самой Москвы.



А мы не раз слышали более чем противоречивые заявления о Донбассе из уст различных российских чиновников, в том числе довольно высокого уровня.



— А вот чисто теоретически, если представить себе, что Москва согласилась «уйти» из Донбасса. Хватит ли у Киева сил и средств вернуть все, как было?



— Нет, сейчас и в ближайшей перспективе не хватит. Но Киев и не стремится ничего восстанавливать. Не раз мы слышали от различных украинских политиков заявления о том, что, мол, вернём Донбасс и оставим его лежать в руинах, ничего не строя и не ремонтируя.



Они относятся к этому региону как к колонии, которую можно грабить, бомбить, равнять с землей, «наказывать» за непослушание. Для них дончане всегда были чужаками.



— Блокада ведь никак не сочетается с минским процессом. Почему этот вопрос не привлекал столько внимания, как, например, вопрос выборов?



— Это опять-таки зависит от дипломатических и информационных усилий Москвы как участника переговорного процесса. Вы же понимаете, что Украине и Европе невыгодно акцентировать на этой проблематике внимание. Соответственно, только Москва может выносить данный вопрос на широкое обсуждение, распространять информацию об этой проблеме в западных СМИ, созывать Совет безопасности ООН и т. д.



По мнению политического обозревателя украинского еженедельника «2000» Дмитрия Галкина, именно такой жесткий и непримиримый человек, как Тука, и должен выступать с подобными призывами.



— Нужно, чтобы президент, принимающий подобные решения продолжал выглядеть патриотом. Понятно, что все заявления такого рода делаются по согласованию с администрацией президента, и их главная цель состоит в том, чтобы подготовить общественное мнение к принятию законопроектов, необходимых для мирного урегулирования.



Также очевидно, что радикалы будут пытаться сорвать процесс мирного урегулирования, но пока все же есть основания предполагать, что они не решатся на силовые действия.



— Можно ли говорить, что Донбасс утратил экономические связи с Украиной?



— Донбасс не утратил экономические связи с Украиной, но они сейчас сохраняются в форме нелегальной или полукриминальной экономической активности, которая контролируется, в том числе и радикальными формированиями.



В случае, если появится возможность заниматься легальной экономической деятельностью, связи между территорией, занимаемой ЛДНР, и остальной Украиной быстро восстановятся, хотя, разумеется, уже не в том объеме, который существовал до 2014 года…



— Чем ближе к передовой, тем больше понимания, что военным путем не достичь установления контроля над Донбассом, — говорит политолог и экономист Александр Дудчак. — Лучше позже, чем никогда. По крайней мере, установление каких-либо экономических связей между ЛНР-ДНР и территорией Украины, подконтрольной Киеву, предполагает прекращение боевых действий. Ведь торговать на поле боя очень сложно.



Да и политические дивиденды воинственная риторика приносит уже не те, что год назад. Намечается новая тенденция в политических кругах Украины — сыграть на прагматизме. А подобная риторика, исходящая не от «Оппоблока», а от «истинных патриотов» может стать популярной и отобрать голоса, как у т.н. «оппозиции», так и у части общества с националистическими взглядами.



— А экономическая реинтеграция вообще возможна? Или поезд ушёл? Насколько Донбасс сегодня в экономическом плане перестал быть Украиной?




— Реинтеграция, конечно же, возможна, но не в такую Украину, какой мы ее видим сегодня. А полностью зачищенную от нацистов и тех, кто организовал гражданскую войну.




Но это перспектива не завтрашнего дня. Для Донбасса смысла реинтегрироваться в нынешнюю Украину нет, и желание у большинства жителей напрочь отсутствует. И помимо колоссальной разницы в общественном сознании, восприятии истории, настоящего и будущего, целей и ориентиров в экономической и политической интеграции, есть проблемы сугубо экономические.



Слишком далеко разошлись пути Украины и ЛДНР за последние два года. Какой смысл Донбассу впрягаться в воз неподъемных долгов Украины, которые она на себя нагрузила после Майдана? Киев выставляет на продажу все, что возможно, доходит очередь и до распродажи земли. Все это совершенно не совпадает с планами республик Донбасса.



Алексей Полубота, Дмитрий Родионов



Источник - Русская весна

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости