«Вежливая революция»: день, когда в Китае будет введено военное положение
Политические силы в Компартии Китая утрачивают способность к достижению компромисса относительно будущего страны. вслед за значительными кадровыми перестановками в военной системе Китая, чередой отставок в финансовом блоке, группа членов партии обнажила трудно скрываемый внутриполитический конфликт и потребовала отставки Си Цзиньпина прямо во время сессии парламента и совещательного органа Китая НПКСК.
Тем не менее, группа Си Цзиньпина демонстрирует не только политическую выдержку, но и решительный настрой в год 50-летия Культурной революции: после введения клятв на верность коренному лидеру страны в апреле 2016 года Си Цзиньпин был назначен на должность оперативного командующего армией, получив в свое распоряжение прямые военные функции управления войсками.
С 3 по 4 мая в Пекине завершилась подготовка групп специальных контролеров для каждого военного округа, которые лично от имени главы партии и армии будут решать вопросы кадровых чисток и контроля работы командования военных округов. Подобная акция является беспрецедентным решением.
Факты свидетельствуют о решимости группы Си Цзиньпина довести борьбу с политическими оппонентами до логического завершения и привести своих назначенцев на ведущие политические посты в рамках нового Политбюро уже в рамках 6-ого пленума ЦК КПК, который совпадет по времени с выборами президента США. Непредсказуемость результатов американской гонки, на которую в значительной степени ориентируются политические оппоненты Си Цзиньпина, толкает стороны на решительные действия и попытки опередить решения противника.
При этом последние действия Си Цзиньпина свидетельствуют о переходе управления армией на ручной контроль с целью возможного использования этого инструмента в политической борьбе. По мере приближения выборов президента США в ноябре 2016 года вероятность использования силовых методов будет возрастать. Однако непосредственный силовой сценарий, который не только не исключен, но и активно подготавливается в стране, будет зависеть от готовности оппонентов принять бой. Напомним, что оппонентов Си Цзиньпина на 18-ом съезде удалось устранить от политической борьбы практически бесшумно под вежливое молчание китайской армии.
Культурная революция 2.0
В Китае сложилась ситуация, близкая к периоду Культурной революции. Как и в конце 50-х годов, крах политики «Большого скачка», по сути ориентации Китая на внутренний рынок, приводит к социально-политической дестабилизации. Как и в преддверии Культурной революции, в политической системе Китая сложился блок, ориентирующийся на поддержку метрополии (тогда СССР, сегодня США), сегодня это «комсомольцы» во главе с премьером Ли Кэцяном и «шанхайские» финансисты, и противостоящий ему «силовой» блок потомственной военной элиты во главе с Си Цзиньпином (тогда Мао Цзэдуном), ориентированный на национальные, изоляционисткие силы внутри страны. Внутри этих сил существует сложные и запутанные отношения между менее крупными кланами, которые кристаллизуются в две противостоящие силы.
Важными отличиями нынешней ситуации и 60-х годов являются методы политической борьбы: Си Цзиньпин полностью полагается на армию и, как кажется, активно устраняет оппозиционных руководителей в бывших Гуанчжоуском и Нанкинском ВО, а также в партии, в то время как Мао Цзэдун боролся с армейской и партийной оппозицией, опираясь на молодежные национально-патриотические организации «хунвэйбинов» и отдельных «белых ворон» в армии. Культурная революция 60-х годов с ее массовыми молодежными погромами, публичными казнями, дезорганизацией общественной жизни и экономики, сегодня проходит в иной форме: массовые чистки партийного аппарата и ведомств общественной и государственной безопасности при негласной поддержке армии — как полная противоположность событиям 60-х годов, и как близкая аналогия к вертикально организованным репрессиям конца 30-х годов в СССР.
В обзоре «Южного Китая», посвященном прогнозам на 2016 год, на основании фактов расформирования Нанкинского ВО, устранения ряда ведущих членов финансового блока страны, факта начала первой для партийных кадров Китая проверки родственников руководителей горкома Шанхая, а также замещения части позиции из группы «комсомола» был сделан прогноз о мирном «разделе шанхайского имущества» между группой Си Цзиньпина и проамериканского блока «комсомольцев». Тем не менее, события развивались по самому негативному для Китая сценарию обострения противостояния, чему в немалой степени способствовала сдержанная политика финансовых властей США, повлиявшая на стабилизацию финансового рынка Китая, а также положение загнанной в угол «шанхайской группы».
Группа Си таким образом, получив формальное первенство на политической арене, совершила классическую политическую ошибку: избыточным давлением на оппонентов вызвала их естественное объединение, не оставив им иного выбора.
Об объединении двух групп свидетельствуют участившиеся сообщения прессы о более чем 14 лет назад покинувшем пост генсека Цзян Цзэмине, появляющиеся в центральном СМИ Комсомола «Youth Daily», а также беспрецедентные совместные заявления членов «шанхайского» Политбюро и «комсомольцев» о борьбе с коррупцией. Это свидетельствует о готовности группы перейти к использованию неконвенциональных методов борьбы, в частности, информации, связанной с работой Си Цзиньпина в «шанхайский» период его карьеры. Напомним, что ранее силовые ведомства Китая предприняли акцию по задержанию гонконгских издателей, готовивших компрометирующую Си Цзиньпина книгу «Си Цзиньпин и его спутницы».
В совместных заявлениях о борьбе с коррупцией выступает глава ЦКПД во время первой половины правления комсомольского генсека Ху Цзиньтао — У Гуаньчжэн — выпускник Университета Цинхуа, сотрудник партийных структур провинции Хубэй. Бывший «партийный цербер» № 1, при котором начали политическую карьеру большинство чиновников, арестованных при Си Цзиньпине, отложив каллиграфию и наставления о профессии чиновника, вдруг, спустя 9 лет после завершения своей политической карьеры призывает к борьбе с коррупцией.
Компанию У Гуаньчжэну составил другой член Политбюро при Цзян Цзэмине Ли Чанчунь, которого злые языки называли «цепным псом» Цзян Цзэминя в конкурирующей с Шанхаем южно-китайской провинции Гуандун, а также глава ЦКПД Хэ Гоцян, в свое время напарник будущего генсека Си Цзиньпина по работе в руководстве провинции Фуцзянь, знающий все нюансы этого периода жизни генсека. Статью с антикоррупционными признаниями увенчивает рассказ знаменитого премьра времен Цзян Цзэминя — Чжу Жунцзи. Никто из данной группы ни разу не заявил о поддержке нынешнего курса и деятельности главы ЦКПД Ван Цишаня.
«Комсомольцы» и «шанхайцы» появились вместе и в другой публикации южно-китайских СМИ — так о частых выездах за границу сообщают о главе Синьцзяна, Чжан Чуньсяне, главе Чунцина «комсомольце» Сунь Чжэнцае и главе горкома Шанхая Хань Чжэне — все трое потенциальные члены в Политбюро. У всех троих общий конфликт с Си Цзиньпином.
На стороне Си — не так уж и много партийных работников. В армии царит всеобщий скепсис относительно необходимости Компартии Китая. На верность Си Цзиньпину, как бы это странно ни звучало, присягнула лишь четвертая часть руководителей страны. В поддержке Си Цзиньпину отказывает даже медиа, которые допускают досадные «оплошности», называя Си «последним лидером», да и просто выводят из употребления наименование «Папа Си», культ которого раскручивался последние два года.
Все это происходит сегодня, в канун 4 мая — дня патриотического движения молодежи Китая, комсомольской организации — основного оппонента Си Цзиньпина.
Глава Китая, отрезанный от влияния на медиа, финансовый сектор и экономику, остается один на один с единственно верной силой — армией, что во многом повышает вероятность негативного развития событий. Не исключено, что ситуацию обостряют сами «шанхайские» оппоненты Си Цзиньпина, планирующие повторение событий Тяньаньмэни. Напомним, что в результате столкновений 1989 года с политической арены одновременно ушли и комсомольцы и армия, оставив Шанхаю роль объединяющего посредника и право на политическую власть.
Впрочем, на столь резкие действия комсомольцев толкает не только давление коренного лидера, но и серьезные проблемы внутреннего характера.
Кризис комсомольской организации
Одним из важнейших признаков кризиса комсомольской организации называют масштабное сокращение бюджета организации. В мае 2016 года бюджет Комсомола был урезан вдвое — с 624 до 306 млн юаней. В связи с таким беспрецедентным сокращением бюджета Комсомол полностью отказался от программ поддержки издательской деятельности, работы за рубежом, работы в области правовой защиты молодежи, части крупных социальных программ.
Ни Комсомол, ни политические аналитики не дают оценки причин сокращения бюджета, однако высказывая лишь предположение, что сокращение доходов связано с политической борьбой.
Тем не менее, при самом грубом подсчете доходов Комсомола от сборов с членов политической организации дает цифру в размере от 1 млрд юаней, что в три раза больше бюджета Комсомола за 2016 год.
Сегодня в Комсомоле, который по числу членов сравнялся Компартией Китая — около 50% членов — студенты, которые выплачивают 0,1 юаня в месяц, свыше 35% крестьяне и рабочие, которые платят 0,5-1% от зарплаты в месяц при средней зарплате в Китае около 3000 юаней, и около 10% работников торговли, предпринимателей, городской интеллигенции, служащих, которые платят свыше 30 юаней в месяц.
Непрозрачность бюджета Комсомола, отсутствие официальных комментариев позволяет сделать предположение, что доходы Комсомола либо перенаправляются на низовом уровне и идут на иные цели, не указанные в бюджете центральной организации (например, перед событиями на Тяньаньмэнь, в марте 1989 года был создан Фонд развития молодежи, который в дальнейшем смог аккумулировать суммы, сопоставимые с годовым бюджетом Комсомола), либо Комсомол испытывает масштабное сокращение объемов членских взносов. В пользу последнего свидетельствует первое сокращение членов Комсомола за длительную историю с момента событий 1989 года: с 88,2 млн (число Комсомольцев превысило число членов партии) до 87,46 млн человек. Необходимо учитывать, что на практике могут реализовываться одновременно два варианта.
До 2016 года объем бюджета Комсомола оставался на устойчивом уровне — в размере 500-600 млн юаней. Если учесть факт выхода из Комсомола (и частичного перехода в партию) около 700 тыс человек, а также сокращение комсомольских сборов вдвое, то с большой долей уверенности можно предположить, что до половины членов Комсомола, в значительной степени обеспеченных городских жителей, предприняли действия по фактическому отказу от членства в организации. Подобное явление напоминает события позднего СССР, когда значительное число рядовых членов КПСС прекратило выплаты партийных взносов за полгода до формального упразднения организации.
Кризис идеологии и поворот к национализму
Немногочисленные комментарии к данному событию указывают не только на возможность политической борьбы и давление на членов Комсомола со стороны органов Центральной комиссии по проверке дисциплины КПК, но и слабеющую поддержку либерально-демократических идей Комсомола в молодежной среде. Проще говоря, Комсомол столкнулся с кризисом идеологии и утраты доверия его членов.
В условиях идеологического кризиса, группа «комсомольцев», таким образом, оказалась в ситуации утраты реального влияния на массы населения, реальной политической поддержки, которая позволила бы реконструировать события 1989 года, когда комсомольские организации заняли ряд центральных районов крупнейших городов Китая и требовали смены руководства Компартии, спровоцировав известное на весь мир подавление протестов частями НОАК.
Тем не менее, Комсомол активно ищет способ реанимировать поддержку масс — одновременно с опубликованием бюджета и цифр о сокращении числа членов Комсомола, на 4 мая, как считается, день появления молодежного патриотического движения, был выпущен военно-патриотический ролик на тему борьбы с иностранной агрессией. Иностранная агрессия и боевые действия, сплачивающие героев ролика, ведутся на заснеженных территориях. Кадры ролика взяты из популярного политического мультсериала, в котором значительная часть времени уделена отношениям Китая со своим северным соседом.
Идеологический разворот «правого уклона» в КПК в сторону национализма требует отдельного исследования — однако уже сейчас по ряду предварительных данных очевидно, что комсомольский национализм выстраивается по антироссийской линии, но избегает антияпонской и антиамериканской риторики. Китайский комсомол — естественный союзник прояпонских и проамериканских сил в китайской армии, прежде всего расформированного в ходе военной реформы Нанкинского военного округа.
Оборотни в погонах и Тяньаньмэнь 2.0
Тем не менее, у китайского комсомола есть и своя силовая структура — прежде всего это полиция, у которой, однако, по совпадению начались проблемы — и именно в Пекине. Недавний инцидент с пропажей Лэй Яна — пекинца, которого, судя по всему, убили полицейские, вывел дискуссию об оборотнях в погонах на всекитайский уровень.
Существует вероятность, что инцидент приведет к расследованию в отношении главы полиции Пекина Ван Сяохуна, который на заре своей карьеры в течение 5 лет был главой полицейской комсомольской ячейки, будучи на службе в одном из региональных подразделений страны. Ван Сяохун — не только начальник полиции Пекина, но и его вице-мэр, отвечающий за район Дунчэн — место расположения Тяньаньмэнь, Чжуннаньхай, Госсовета КНР, парламента Китая, Министерства общественной безопасности, Министерства государственной безопасности и других важнейших ведомств страны. Возможных вариантов развития ситуации с погибшим пекинцем два: Ван Сяохун уходит с поста и оставляет центральный район столицы своим оппонентам, Ван Сяохун не уходит и молодежь Пекина следует примеру Гонконга и громит полицейских подручными средствами. В том, что у такого сценария есть заинтересованные лица — судя по объему накачки общественного мнения в Китае — сомневаться не стоит.
Дата начала погромов может быть разная — например, 4 июня — 27-летие событий на Тяньаньмэнь. Ситуация в Китае обостряется с каждым днем — претензии к правительству продолжают расти, и связаны они с ожиданием рисков от повышения ставок ФРС — каждое такое повышение вызывает массовый отток капитала из страны и очередной обвал фондового рынка. Китайский фондовый рынок — это непосредственные накопления среднего класса, в недрах которого зреет недовольство правительством под руководством «Комсомола». Виток напряжения произойдет в преддверии очередного заседания ФРС по вопросам повышения процентной ставки, которое назначено на 14-15 июня.
Но если возмущенная молодежь все же выйдет на улицы, как она вышла из-за высокой инфляции весной-летом 1989 года и потребовала отставки правительства, кто остановит погромы опорочившей себя полиции и спасет страну? Единственной такой силой остается Вооруженная полиция НОАК. Последствия таких изменений в китайской политике трудно предугадать, однако разворачивающееся противостояние увеличивает вероятность открытой борьбы еще до 6-ого пленума КПК, который должен пройти в период с сентября по ноябрь. Силовой исход борьбы может повлиять на исход президентской гонки в США — победа армии в Китае приблизит победу республиканцев, активно эксплуатирующих «китайскую угрозу» в своей политической риторике.
Раскол в группе Си и роль России в укреплении ее авторитета
При всей слабости и обилии проблем в блоке Ли Кэцяна и его группы «комсомольцев» — определенное напряжение, связанное, вероятно, с будущими событиями, существует и в самом ближнем окружении Си Цзиньпина. Вакантных мест в будущем составе Политбюро не так много, при этом и глава ЦКПД, организатор чисток Ван Цишань и кадровый менеджер Си Цзиньпина, глава администрации ЦК Ли Чжаньшу, судя по всему, также пытаются обеспечить себе места в будущем Политбюро.
Большинство наблюдателей отмечают, что формирование Политбюро идет с учетом возрастного ценза, число членов Политбюро будет стабильным, что имело под собой основания в любой другой, стабильной и некритической ситуации. Тем не менее, существует большая вероятность, что место Ван Цишаня может занять Ли Чжаньшу. Косвенным признаком такого серьезного противостояния служит внезапно появившаяся на портале ЦКПД статья «Тысячи согласных не заменят одного честного чиновника», которая судя по всему и является ответом главы «партийного полицейского» на стратегию Ли Чжаньшу о приведении «согласных» членов обкомов к клятве на верность Си Цзиньпину. Если такой раскол действительно имеет место быть — то он может стать опасным препятствием на пути реализации общей стратегии в группе.
На политическую карьеру и авторитет китайских политиков влияют их международные связи. Китайские политики, в том числе и главы обкомов, совершают регулярные встречи с политическими деятелями за рубежом. Несмотря на часто оправданный скепсис критиков российско-китайского сближения, авторитет связей с Россией, которые тянутся у семьи Си Цзиньпина еще со времен Сталина, может стать ключевым в сложной политической обстановке, разворачивающейся в современном Китае. По мере обострения политической борьбы, связи России и Китая, в частности группы Си Цзиньпина и российского президента, будут только нарастать. Роль поддержки со стороны России лидерству Си Цзиньпина очевидна для внутренних китайских наблюдателей, и именно желанием подорвать авторитет Си Цзиньпина внутри Китая в свою очередь отчасти обусловлены негативные публикации о России в оппозиционных Си Цзиньпину СМИ.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)