Каждый выбирает по себе — почему мы не скорбим в День Победы
Прошлый День Победы был юбилейным, особенным. Нынешний — «обычный». Поэтому и разговоры вокруг — обычные, привычные, набившие оскомину всем, кроме тех, кто раз за разом пытается научить других, как им правильно проводить 9 мая.
Это, например, многие недавние репатрианты, которые физически сменили страну проживания, а виртуально остались в Рунете. Они призывают отмечать День Победы так, как в Израиле отмечают День памяти о Холокосте: минутой молчания. И никаких парадов.
Если кому-то надо всерьез объяснять, чем отличаются итоги той войны для Израиля и для России, то, наверное, ему уже не надо ничего объяснять. Общее здесь только то, что наши народы тогда избежали физического уничтожения.
Причем в России, разумеется, тоже есть свой День памяти и скорби — это 22 июня. В этот день мы скорбим о погибших, без полутонов. А 9 мая — «это радость со слезами на глазах».
Всем тем, кто призывает в этот день скорбеть так же, как 22 июня, хочется посоветовать в день Пурим прийти в иерусалимский район Меа Шеарим и призвать ультраортодоксов к скорби по 76 тысячам персов, убитых в ходе событий, в честь которых установлен этот веселый праздник.
Правда, итог может быть сравним с проведением гей-парада в парке Горького в день ВДВ, и призывающие к скорби будут отнюдь не на месте десантников.
Кто-то приводит в качестве положительного примера то, как в Бельгии студентов и старших школьников водят по местам, где гибли их ровесники в мае 1940-го, и объявляют погибшими.
Безусловно, полезная для исторической памяти инициатива, но напомним, что Бельгия капитулировала, потеряв 6 тысяч человек, и была освобождена союзниками. Про бельгийские дивизии СС скромно умолчим.
Примеры Франции (позорно капитулировала), Британии (сухопутного вторжения на территорию острова не было), да и всех остальных стран Европы и мира не подходят нам по одной простой причине.
Никто не понес таких потерь, не проявил такого массового героизма и не приложил столько усилий для Победы.
Поэтому праздновать и скорбеть по чьему-то чужому сценарию для нас так же странно, как массово отмечать День благодарения, день рождения английской королевы или тот же Пурим.
Наша Победа — она не такая, как у других, и равняться на иностранные традиции не то что не нужно, а просто невозможно. Откуда тут вообще может взяться тема для дискуссии?
***
Обсуждать то, как именно отмечать День Победы в России, безусловно, можно и нужно, но, к сожалению, сценарий интернет-споров вокруг праздничных дней более предсказуем, чем сюжет второсортного сериала.
Это и очередные перегибы на местах в виде «отжиманий за Победу» и леденцов в цветах георгиевской ленты, которые в устах фейсбучных гуру превращаются чуть ли не в обязательные для каждого гражданина России элементы празднования.
Это Бессмертный полк, который, по их мнению, «уже не торт». Это горе-дизайнеры, которые традиционно залепят куда-нибудь немецкий самолет или танк.
Ну и, конечно, «деньги, выделенные на парад, надо было пустить на помощь ветеранам». Обязательно в той или иной степени всплывет ритуальный текст в стиле «сдались бы немцам — пили бы баварское».
Пожалуй, единственная пока новость именно этого года — папа Римский, надевший георгиевскую ленточку. Этого пока не было и вряд ли повторится в следующем году — не то чтобы сам Папа будет против, но его окружение явно предпримет все усилия, чтобы не обидеть западноукраинскую паству.
Все остальное было, есть и:
«Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет».
***
И ведь должно же всем самодовольным столичным и заграничным радетелям за «правильный праздник» уже когда-нибудь, наконец, стать понятно, что нет ничего нового ни в чиновничьей бюрократизации всего и вся, ни в провинциальной самодеятельности, ни в ошибках дизайнеров, ни в попытках не вполне адекватных политиков и бизнесменов пропиариться на празднике.
Но почему-то каждый год эти однотипные процессы вызывают абсолютно аналогичную реакцию. Сменивший ранее популярные в соцсетях термины «карго-культ» и «окно Овертона» мем про память золотой рыбки тут будет выглядеть вполне естественно.
Хотя точнее будет сравнение даже не с рыбкой, а с реакцией простейших на внешние раздражители, не имеющей вообще никакого отношения к когнитивной деятельности. Увидел георгиевскую ленточку — отреагировал. Мозг в процессе не участвует.
А если подумать, то мысль о том, что каждый имеет право праздновать этот день так, как считает нужным, неизбежна и должна прийти в голову человеку, позиционирующему себя либералом.
Ругая чиновников, пытающихся в меру своего разумения использовать праздник для демонстрации начальству всенародного единства, критики официоза не замечают, как сами превращаются во что-то куда более противное и антиинтеллектуальное, чем самый страшный Бюрократ Бюрократыч со связкой георгиевских ленточек наперевес.
И еще одна мысль, которая тоже, казалось бы, должна быть очевидной. Победа настолько велика во всех своих проявлениях — и светлых, праздничных, и трагических, — что никакой официоз, никакие спортсмены, никакие торгаши не способны затмить значение этого дня для нашей современной реальности.
Призывающие массово каяться, молчать, безутешно скорбеть и совершать прочие не подобающие всенародному празднику вещи, кстати, тоже не могут.
Победа — она общая и своя у каждого. Кто-то помнит и гордится. Кто-то помнит и скорбит. Кто-то помнит и приложит все усилия, чтобы не было новой войны. Кто-то помнит и готов совершить подвиг, если новая война все-таки случится.
Все мы взрослые люди и определяем сами, как отмечать День Победы нам самим и нашим детям.
Наши предки погибали в том числе и за это: чтобы мы сами могли определять, что нам делать.
Источник - Русская весна