Тришкин кафтан Эрдогана
В последний день апреля турецкая армия понесла тяжелые потери. Как в боевой технике, так и в имиджевом отношении, пишет «Свободная Пресса».
Были сожжены три находящиеся на границе с Сирией самоходные артиллерийские установки турецкого производства Т-155 Firtina (Шторм).
Кто именно это сделал — неизвестно. Несколько группировок, включая ИГИЛ*, наперебой утверждают, что это именно их заслуга. Потому что чрезвычайно почетно уничтожить, что называется, подручными средствами, не имея современного противотанкового вооружения, современную САУ, которая предназначена для противостояния регулярным армиям. И не одну, а целых три.
Эта самоходная гаубица была разработана южнокорейской компанией «Самсунг» в конце 90-х годов. И была названа корейцами K9 Thunder. В середине нулевых годов турки приобрели лицензию и наладили производство самоходных гаубиц Т-155 на своих заводах. Однако получилась не точная копия К9, а облегченный в функциональном отношении вариант. Но и в таком виде это вполне серьезное оружие, входящее в первую десятку самоходных гаубиц мира.
Турецкая САУ с корейскими корнями проигрывает лишь двум российским самоходным гаубицам — «Мсте» и «Коалиции», немецкой PzH-2000, южнокорейской K9 Thunder и китайской PLZ-05. И стоит вровень с британской AS90. А вот американская САУ M109A6 PIM сильно проигрывает турецкой.
Дальность стрельбы этого 155-мм орудия обычными снарядами — 30 километров, реактивными — 40 км. Скорострельность — 6 выстрелов в минуту. Имеет хорошие ходовые качества, обеспечиваемые 1000-сильным двигателем. В качестве вспомогательного оружия используется 12,7-мм пулемет.
При этом бронезащита шасси и башни обеспечивает устойчивость к бронебойным патронам станковых пулеметов и к осколкам 155-мм снарядов. Экипаж защищен от поражающих факторов оружия массового поражения.
Турки держат в тайне не только то, кто конкретно нанес им на границе сокрушительное поражение. Но и из какого оружия были сожжены гаубицы. Кто-то говорит о гранатометах, кто-то о минометах, кто-то о противотанковых управляемых ракетах. Однако из противоречивых сведений понятно, что обстрел велся через границу. И, следовательно, скорее всего это были не минометы, не обладающие должной точностью, и уж тем более не гранатометы.
Кто же сжег САУ? Вряд ли это боевики ИГИЛ, которые пребывают с Турцией, можно сказать, в симбиотическом согласии. Именно они помогали Эрдогану выстраивать фамильный бизнес на ворованной сирийской нефти. Пока российская авиация не нанесла по бочковому транзиту сокрушительный удар.
Можно предположить, что САУ уничтожили курдские отряды самообороны, с которыми Турция воюет самым активным образом. Причем в сложившейся ситуации «свой сукин сын» Вашингтона не боится вступать в конфронтацию со своим заокеанским патроном. США поставляют курдской оппозиции вооружение. Турция ее регулярно обстреливает. Обстреливает именно из гаубиц, три из которых были уничтожены.
Обстрелы турками приграничной территории провинции Алеппо происходят регулярно. Чем США крайне недовольны, поскольку курдские отряды самообороны — практически единственная сила, которая противостоит ИГИЛ на севере Сирии.
Однако Вашингтон воздерживается от резких выпадов в адрес Анкары. Как-никак партнер по НАТО, и выносить сор из избы не стоит.
Однако этому есть и еще одно объяснение. США намеренно поддерживают в Сирии очаг напряжения. Потому что затяжная гражданская война, в которой, по сути, все воюют со всеми, в конечном итоге с высокой долей вероятности приведет к падению власти Дамаска, к свержению Башара Асада.
Так что все идет «по плану». ИГИЛ сражается с сирийской правительственной армией? Прекрасно! Курдские отряды сражаются с ИГИЛ? Очень хорошо, поскольку они не дают игиловцам развернуться в полную силу. Турция прессует курдов? И это тоже на руку, потому что террористы должны сохранять боевой потенциал для наскоков на правительственные войска. Главное, чтобы никто в этой мясорубке не получил существенного перевеса.
С точки зрения такой стратегии, активная поддержка Дамаска Россией — это очень плохо. Что Вашингтон, собственно, и не скрывает, хоть и произносит патетические слова о том, что терроризм должен быть уничтожен.
США неоднократно «приструнивали» Турцию за обстрелы курдских территорий Сирии. Однако все это делалось и делается на публику. Более того, после одной из таких «выволочек» Эрдоган отдал приказ о переходе сирийской границы отряда, состоящего более чем из сотни моторизованных военных.
И они перешли границу в середине февраля. Но были отброшены. Правда, цель у этой явной провокации была иная: не военный успех, а сигнал относительно того, что в случае необходимости Турция уже по-настоящему введет свои войска в провинцию Алеппо.
Сигнал был послан в связи с тем, что сирийские курды готовились «официально» объявить о своей автономии в составе Сирии. И спустя месяц это событие состоялось. Все было сделано «по науке». В городе Румейла курды созвали Учредительный съезд региональной курдско-арабской администрации Северной Сирии, в котором приняло участие более 200 делегатов от общин, живущих на контролируемой курдами территории.
Не только курдских, но и армянских, туркменских, ассирийских, арабских. И по итогам съезда приняли решение перейти к самоуправлению трех курдских кантонов на основе принципов демократического федерализма. Автономии присвоено название Роджава — Северная Сирия.
То есть, ни о каком сепаратизме речи не идет. Тем не менее, Асад от этого мероприятия не в восторге. Но дальше не слишком агрессивного обращения к курдам официальный Дамаск не пошел, заявив, что «это акт, направленный против Конституции, народного единства и международного законодательства».
«Легальная», с точки зрения Вашингтона, оппозиция также осудила создание автономии. И это понятно: оппозиция, намеревающаяся выиграть гражданскую войну, хочет заполучить всю Сирию.
Довольно строго высказался представитель Госдепа Марк Тонер: «Мы не признавали и не признаем никакой самопровозглашенной „полуавтономной“ территории. Мы сохраняем свою приверженность единству и территориальной целостности Сирии». И это тоже понятно.
США, многократно требовавшие федерализации Сирии, встретили рождение Роджавы в штыки, поскольку делить страну на автономии, полуавтономии и четверть автономии положено им и никому больше.
В ярость пришел один лишь Эрдоган. И его можно понять. Создание курдской автономии в соседнем государстве неминуемо повлечет за собой обострение курдского сопротивления в самой Турции. Турецкие курды начнут еще энергичнее требовать для себя особого политического, административного и экономического статуса. В то же время процесс возникновения «курдской государственности» уже идет вовсю в соседнем Ираке, где с благословения оккупантов, США, была создана широкая автономия Иракский Курдистан.
Вполне естественно, что для сирийских соплеменников — это, можно сказать, руководство к действию. Арифметика тут такая. В Ираке проживают 7 млн. курдов, в Сирии — 3 млн. в Иране — 5 млн. А в Турции по различным оценкам от 20 млн. до 30 млн. И это почти 30% от всего населения страны.
Страшная сила, с которой в сложившейся ситуации Эрдоган способен бороться путем ужесточения репрессий. Ни на какие уступки, ни на какие переговоры он идти не намерен.
Поэтому обстрелы сирийской территории, контролируемой курдскими отрядами самообороны, участились. Вылазки турецкого спецназа на территорию независимой Сирии стали более ожесточенными. Однако вводить войска в «мятежный район» Эрдоган не решился, поскольку велика вероятность нарваться на ответный удар российских ВКС. О чем, несомненно, он был проинформирован в телефонном разговоре с Обамой.
Курдские отряды самообороны по различным оценкам насчитывают от 50 тыс. до 65 тыс. бойцов. Причем в них наравне с мужчинами сражаются и женщины — существует несколько женских батальонов, которые вполне успешно действуют против джихадистских боевиков. Вооружение в основном стрелковое. Есть гранатометы. Но при этом у ИГИЛ было отбито несколько единиц тяжелого оружия — танки, БТР, БМП.
Это серьезная сила, которая неоднократно доказывала свою эффективность на поле боя, освобождая занятые террористами населенные пункты.
Однако амбиции Эрдогана, для которого курды являются наиглавнейшим злом в регионе, отвлекают последних от борьбы с ИГИЛ и прочими террористическими формированиями. И тем самым Анкара вызывает на себя огонь высвобождающиеся силы самых радикальных джихадистов, которые обещают сделать Стамбул столицей нового халифата. Они куда злее, чем те, с которыми у Эрдогана был совместный нефтяной бизнес.
Недавно эти «новые злые» оживились на границе с Турцией, подвергая обстрелу приграничные населенные пункты. В связи с чем Анкара начала сосредотачивать на этом участке дополнительные силы: тяжелую технику и ракетное вооружение.
Получается классический Тришкин кафтан. Или задача со многими неизвестными, которую Эрдоган, похоже, самостоятельно решить не в состоянии.
Владимир Тучков
* Запрещенная на территории РФ террористическая организация.
Источник - Русская весна