«Искандеры» возьмут Швецию в «разработку»
О том, что произойдет при вступлении Швеции в НАТО, — в материале «Свободной Прессы».
Россия не будет безучастно смотреть на расширение НАТО в северном направлении. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью шведской газете Dagens Nyheter.
«Если Швеция решит вступить в НАТО, у нас не появится мыслей, что шведы решат на нас нападать. Но поскольку шведская военная инфраструктура в той ситуации будет уже подчиняться верховному главнокомандованию НАТО, то, конечно, мы на наших северных рубежах будем вынуждены принять необходимые военно-технические меры», — цитирует министра информационное агентство ТАСС.
Лавров уточнил, что конкретные решения по мерам будут приниматься Министерством обороны и Генеральным штабом.
Глава МИД также отметил, что Россия подтверждает право любого государства самостоятельно, исходя из своих национальных интересов, решать, какие формы обеспечения безопасности выбрать.
«Наверное, было бы правильно спросить у народа. В Черногории народ спрашивать не стали. Кстати, вот пример. Что Черногория может добавить безопасности НАТО? На этот вопрос ответа не существует», — сказал Лавров.
В свою очередь, представитель НАТО, комментируя заявление Лаврова, заявил, что Швеция не подавала заявку на членство в НАТО, но это один из наиболее активных, вовлеченных и эффективных партнеров.
В ответ на заявление российского дипломата премьер Швеции Стефан Левен и министр иностранных дел Маргот Валльстрем заверили журналистов, что страна не намерена отказываться от политики нейтралитета.
Впрочем, все мы помним, что в последние годы в Швеции почему-то сильно озаботились «российской угрозой», и время от времени бьют тревогу по поводу наших «подлодок-невидимок» и пролетающих над Арктикой боевых самолётов.
Дыма без огня не бывает. О каких мерах противодействия говорил Сергей Лавров на случай вступления Швеции в НАТО?
— Я так подозреваю, что НАТО в Швеции могут интересовать, прежде всего, базы развёртывания объединённых вооружённых сил, — говорит главный редактор журнала «Арсенал отечества», полковник запаса Виктор Мураховский. — В том числе морские порты на Балтике, аэродромы. А также возможность размещения там радиолокационных станций, а, возможно, и огневых средств системы ПРО.
Очевидно, что именно на эти объекты, в случае вступления Швеции в НАТО, будут нацелены российские ударные средства. Как обычные, так и оснащённые ядерными боеголовками. Также будет развёрнута система разведки и целеуказания, ориентированная на всю территорию Швеции. Очевидно, что будет разработан план по противодействию развёртывания сил НАТО в Швеции в случае боевых действий.
«СП»: — НАТО сейчас много говорит о политике «сдерживания России». Принятие новых членов укрепляет альянс?
— На мой взгляд, чем больше в НАТО членов, тем альянс становится более рыхлой и небоеспособной организацией. Процесс принятия решений тормозится, бюрократизируется. Мы видим на примере операций НАТО в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, что согласование совместных действий идёт долго, далеко не все страны альянса горят желанием жертвовать своими военнослужащими, нести бремя расходов и так далее.
На мой взгляд, вхождение в альянс новых членов, как например, Черногория и Швеция, никаких военных бонусов НАТО не даст. Наоборот, сделает этот механизм ещё более рыхлым, чем сейчас. А сами эти страны не только уступят альянсу часть суверенитета, но и окажутся под прицелом наших ракет. А значит, безопасность их нисколько не усилится, скорее, наоборот.
— Швеция в последнее столетие занимала позицию неприсоединившейся, внеблоковой страны, — говорит заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. — Оборону свою Швеция строила как нейтральное государство, но теперь происходит пересмотр этой тактики. Швеция-де-факто является частью евроатлантической системы безопасности, поскольку стала членом Европейского Союза.
У ЕС есть своя концепция безопасности, в которую включена и Швеция. Напомню, что в ЕС существует статья о солидарности между членами в случае угрозе одной из стран. Эта статья не обязывает членов Евросоюза, как это имеет место в НАТО, помогать военными силами друг другу в случае войны, тем не менее, подталкивает европейские страны к взаимодействию в военной сфере.
Европейцы, и Швеция в частности, всегда настороженно относились к большой России. И потому, когда возникали в последнее время все эти сомнительные сюжеты с российскими подводными лодками у шведских берегов, антироссийские настроения сильно выросли. При этом ещё несколько лет назад генсек НАТО давал шведским парламентариям разъяснения, что альянс не будет защищать Швецию, поскольку даёт гарантии безопасности только своим членам.
Такой ответ лишь укрепил позиции сторонников вступления в НАТО. Как и события на Украине последних двух лет. Сейчас как среди шведских политиков, так и среди общества в целом число сторонников и противников вступления в альянс примерно сравнялось. В политическом смысле уже даже наметился тренд на вступление в НАТО.
Кроме того, Швеция давно выстраивает свою оборонительную систему в немалой степени за счёт кооперации со своими скандинавскими партнёрами. Существует военная организация NORDEFCO. Через неё Швеция уже сотрудничает в военной сфере со странами НАТО, в том числе подгоняя стандарты своих вооружённых сил под стандарты альянса.
Всё это говорит, что у Швеции есть все шансы стать членом НАТО, дело за политическим решением, которое примет Стокгольм.
Слова главы российского МИД — вполне ясный сигнал, что Россия реально оценивает перспективу, когда НАТО будет не только с востока, но и с севера «сдерживать» нашу страну. Тут надо понимать, что вступление Швеции в НАТО, если оно состоится, станет мощнейшим фактором для того, чтобы вслед в альянс попросилась Финляндия.
— Во Второй мировой войне, в самый разгар холодной войны между США и СССР Швеция сохраняла нейтралитет. Почему же сейчас надуманная история с российской подлодкой возле Стокгольмского архипелага и далёкий, в общем-то, от Скандинавии украинский кризис подталкивает Швецию столь кардинально поменять свой статус?
— Мотиваций много. И скрытых, и явных. Часть политиков в стране считает, что Швеции лучше стать частью западной системы безопасности, устранив тем самым внутренние дилеммы: сколько тратить на оборону, как обеспечивать свой нейтралитет и т. д. Таким образом, кризис европейской безопасности даёт части шведских политиков новые аргументы в пользу присоединения к Североатлантическому альянсу.
При этом Швеция всегда выступала за укрепление обороны именно Скандинавского полуострова. По её мнению, присутствие НАТО в Арктике крайне недостаточно. И вот, видимо, часть шведских политиков считает, что вступление в НАТО позволит стране укрепить региональную оборону на Крайнем Севере.
Есть и тенденция по созданию так называемой северобалтийской оси. Швеция хотела бы играть в нём ключевую роль. И вступление в НАТО ей бы в этом помогло.
Мотиваций для вступления Швеции в НАТО хватает. Многое сейчас зависит от того, решатся ли США ещё сильнее портить отношения с Россией, расширяя альянс теперь уже на север.
Источник - Русская весна