Чем закончилась мировая война 1914–45?
Есть настолько многогранные исторические темы, что дискуссии на них не прекратятся, скорее всего, никогда — слишком велик массив противоречивых фактов, которые можно очень широко интерпретировать.
Одну из таких тем поднял Егор Холмогоров в своем фейсбуке, о том, можно ли считать Российскую империю по итогам Первой мировой войны проигравшей. По ходу рассуждений Холмогоров приводит семь аргументов, которые мы сейчас, в порядке дружеской дискуссии и без тени неуважения, попробуем рассмотреть и проверить «на прочность».
«В ходе 1 мировой войны Российской Империи никогда не угрожала опасность взятия ее столицы и ее не приходилось эвакуировать» — этот довод довольно странен. Поражение страны мало зависит от угрозы взятия ее столицы, либо вовсе не зависит. Немцы Второго Рейха тоже, в конце концов, могут с полным правом сказать (и они очень любили это повторять в 1920-х годах), что Берлину тоже никто не угрожал, и его не приходилось эвакуировать — да что там Берлин, на немецкой земле вообще не стоял ни один вражеский солдат! И что? Все равно проиграли.
Давайте, кроме того, взглянем на ситуацию с другой стороны — окей, во Вторую Мировую Москве угрожала опасность взятия, а в Первую Питеру — не угрожала. Хорошо. Но в Первую Мировую сама Россия чужих столиц не брала, а во Вторую — брала. Много.
«На момент падения Российской Империи война продолжалась 31 месяц. Линия фронта на этот момент прилагается на карте № 1. Германией были заняты Польша, часть Прибалтики и кусочек Белоруссии. В двух местах российская линия фронта заходила на территорию стран вражеской коалиции — Австрии и Османской империи. 31 месяц с нападения Германии на СССР это декабрь 1943. Линия фронта на этот момент проходила так, как показано на карте № 2. Оккупированы значительная часть Украины, вся Белоруссия, участки РСФСР включая Крым, вся Прибалтика, в блокаде Ленинград. Кроме того, независимая Финляндия воюет против СССР и участвует в блокаде Ленинграда» — эти аргументы должны иллюстрировать тезис о том, что в Первую Мировую Россия воевала на чужой территории, а во Вторую — потеряла множество своей.
Как-то даже неловко напоминать о принципиально различном тактическом и техническом характере двух мировых войн. У Гинденбурга были тысячи танков и пикирующих бомбардировщиков, способных воевать в стиле «блицкриг»? Первая мировая, на минуточку, была позиционной войной именно потому, что ни одна из воюющих сторон не могла добиться стратегического прорыва фронта противника по причине превосходства совокупности оборонительных технологий перед наступательными. А во Второй мировой — наоборот. В этих объективных закономерностях развития военного дела нет ни вины СССР, ни заслуги Российской империи.
«СССР с декабря 1941 был союзником США и пользовался всеми колоссальными американскими ресурсами. До самого конца существования Российской Империи США в войну не вступали» — все же не нужно забывать о том, что в годы Первой мировой США были второразрядной военной державой, без собственных танковых войск, с малочисленной авиацией, небольшой и малоопытной армией и кучей прочих проблем. Вступление США в Первую мировую войну даже в самом ее начале вряд ли бы серьезно осложнило ситуацию для немцев. А выражение «СССР пользовался всеми колоссальными американскими ресурсами» хоть частично и верно, но все же лукавит — не всеми колоссальными ресурсами, а их ленд-лизовской частью. Немалой, да, но отнюдь не «всеми».
«Против Российской Империи воевали три крупных империи — Германия, Австро-Венгрия и Османы. За — два сильных союзника территория одного из которых была частично оккупирована. Против СССР — 1 империя — Германский Рейх. За — два сильных союзника, территория ни одного из которых оккупирована не была» — хочется напомнить настолько очевидную речь, о которой даже и напоминать неловко: Германский Рейх (Третий, Егор Станиславович, вы уточняйте — в Первую мировую тоже против России ведь воевал Германский рейх, только Второй) имел чертову кучу сателлитов. Да, не все они были так уж хороши в военном отношении, но уж точно не хуже Османов в Первую мировую.
И, опять-таки, давайте просто посмотрим на этнический состав сателлитов Третьего Рейха — ба, да это же та же самая Австро-Венгерская империя! Там и венгры, и австрияки, и хорваты, и румыны, и кого только нет. А ведь не стоит забывать, что и Турция была «невоюющим союзником» Германии, и Япония оттягивала на себя часть советских войск угрозой постоянного нападения. Некорректны эти рассуждения, некорректны… Что же касается «двух сильных союзников», то оба эти союзника до 1944 года оттягивали на себя количество немецких войск несравнимое с тем, которое оттягивала Антанта от России начиная с 1914 года.
«Российская Империя вышла из борьбы после того, как те самые лица, которые похваляются, что „в отличие от царя они сдюжили”, разложили армию, подписали Брестский мир и открыли немцам фронт. То есть действуй те же так же в 1941 — заключи похабный мир, признай независимость Украины, развали армию и открой фронт, — результат был бы тот же самый, только хуже» — а вот здесь, право слово, начинается самое интересное!
Да ведь именно тот факт, что большевики «заключили похабный мир», и развалил в итоге Германию. Немецкие красные матросы, ставшие основной силой немецкой революции 1918 года, вдохновлялись русским примером того, как можно вывести свой народ из бессмысленной бойни. Не будь Брестского мира, вряд ли была бы германская революция. И сколько бы там еще союзники возились со Вторым Рейхом — неизвестно. Так большевики смогли сделать то — уничтожить врага изнутри — чего не смогла извне сделать военной силой Российская империя. Фактически, за победу союзников в Первой мировой им надо благодарить Ленина, а не своих бездарных генералов.
«Смешно до колик, когда большевики засчитывают Российской Империи то поражение, которое они признали и подписали по Брестскому миру спасая захваченную ими власть. Довольно лапши про „проигравшую Российскую Империю”» — большевики спасали не захваченную ими власть, а, в первую очередь, страну от той бездны, в которую ее ввергли «февралисты». Именно «февралисты» — либералы, масоны и «демократы» — положили начало разложения армии. Именно они начали ряд военных авантюр на фронте. Именно они в итоге вели страну к поражению. Поэтому не стоит «вешать собак» на большевиков, которые в итоге сохранили страну и дистанционно уничтожили врага.
А Российская империя — таки да, проиграла в первой фазе мировой войны. Только не немцам, а либеральным революционерам, свергнувшим царя. После этого оставалось только «минимизировать последствия ущерба», что большевики и пытались сделать.
И в конечном счёте именно СССР разгромил врагов Российской Империи, на долгие годы низведя Германию и Японию до состояния третьеразрядных в военном отношении государств.
Журналистская правда
Источник - Русская весна