Мираж «мусульманского бюргерства»
Члены правящей коалиции ФРГ договорились о новом «законе об интеграции», который может быть принят в конце мая.
«После 50 лет приема иностранцев у Германии наконец-то будет закон об интеграции», — это сообщение появилось в официальном твиттере депутата от партии СДПГ Томаса Опперманна в четверг в час утра. Через шесть часов заседания две крупнейшие немецкие партии, ХДС и СДПГ, договорились о том, как именно прибывающих беженцев будут интегрировать в немецкий быт и культуру.
Новый закон для старых реалий
Сказать, что раньше иностранцы в Германии были предоставлены сами себе, было бы неправдой. ФРГ, тут Опперманн прав, десятилетиями принимает приезжих, в том числе, например, так называемых этнических немцев из России. Переселенцев, сумевших доказать, что их предки были немцами, селили в общежития, отправляли на оплаченные государством курсы немецкого языка, а если в дальнейшем они хотели стать полноценными гражданами ФРГ, устраивали тест на знание немецкой культуры. Что-то вроде теоретического экзамена на водительские права, где вопросы варьируются от «кто написал Девятую симфонию» и «кто изобрел двигатель внутреннего сгорания» до «кто имеет право входить в квартиру без разрешения жильца».
Наконец, Германия — национальное государство, двойного гражданства не разрешающее. Это значит, что, получая немецкий паспорт, человек формально отказывается от своей прежней национальной идентичности. Он больше не турок, не индиец, не русский — в его паспорте написано, что он немец, и отныне государство рассматривает его исключительно как такового.
Нынешний закон предлагает идти по той же накатанной дорожке уже применительно к беженцам.
Берлинский Истамбул
Тех, кто отказывается посещать интеграционные и языковые курсы, согласно новому закону, будут лишать социального пособия, а тем, кто претендует на постоянный вид на жительство, необходимо будет сдать ряд тестов. Каких именно, пока не говорится.
Беженцы, получающие социальное пособие, будут обязаны жить в местах, определенных для них соответствующим ведомством, и не смогут переезжать — так немецкое правительство пытается бороться с возможным образованием гетто, подобных берлинским районам Нойкельн или Кройцберг 36, который местные жители называют «наш берлинский Истамбул».
Предусмотрена и упрощенная процедура приема иностранцев на работу — в частности, действие старого закона, предписывающего работодателю, при прочих равных, отдавать предпочтение гражданину ЕС, будет приостановлено на 2 года. Также будут разработаны другие механизмы, облегчающие трудоустройство, вплоть до субсидирования правительством 100 тысяч новых рабочих мест.
Мигранты, получающие в Германии профессиональное образование, по новому закону не подлежат депортации даже в том случае, если их прошение о предоставлении статуса беженца будет отклонено.
В принципе, все логично: новый закон, если он будет успешно реализован, в теории должен дать Германии новых работоспособных граждан, знающих местный язык и обычаи и уважающих местную культуру. В теории — потому что не принимает и не хочет принимать во внимание целый ряд факторов.
Завалы «мульти-культи»
Еще в 2010 году, в ходе очередных дебатов о немецкой миграционной политике, когда о нынешнем кризисе никто и не помышлял, Ангела Меркель заявила, что «политика мультикультурализма оказалась провальной». Имелась в виду сложившаяся на тот момент в Германии ситуация: миллионы приезжих из исламских стран, выстроивших свою параллельную реальность и не желающих интегрироваться в реальность местную даже во втором и третьем поколении.
Раньше в рамках политики «мульти-культи» считалось, что реальность эта обогащает немецкую культуру, придает ей свой особый колорит и многообразие. После того как громкой огласке была предана статистика «убийств чести» в ФРГ (в год их происходит до нескольких десятков), после скандала в берлинской школе Рютли, где дети мигрантов избивали не только учеников, но и учителей и отказывались говорить на немецком.
Наконец, после совсем свежих событий в Кельне, когда сотни женщин обратились в полицию с заявлениями о сексуальных домогательствах со стороны приезжих, наивным мечтам о мульти-культи пришел конец. И в этом плане закон об интеграции — несомненный шаг вперед. Тем не менее его авторы все еще находятся в плену иллюзий.
Главное заблуждение законодателей даже не в том, что людей, чьи традиции и поведенческие паттерны складывались веками, они собираются перебултыхнуть в принципиально другое культурное поле с помощью года «интеграционных курсов». Главный вопрос: а во что, собственно, они собираются этих людей интегрировать?
Парадигма самоидентификации
Нынешняя миграционная волна прибила к берегам Европы людей из стран, где основой самоидентификации является не национальная, но религиозная общность. Себя в мире они понимают не как сирийцы, иракцы, афганцы, но прежде всего — как мусульмане, часть исламской цивилизации. Их жизненный уклад, их система ценностей и табу сформированы исламом, их сознание религиозно. Успех ИГИЛ (организация, запрещенная в России) связан, прежде всего, с тем, что его пропагандисты апеллируют именно к этим, самым устойчивым кодам, минуя расовую, классовую, национальную дифференциацию.
Германия, вместе с неолиберальной Европой, отвергла концепцию христианства как основы цивилизации европейской, и именно поэтому она просто не может объяснить саму себя приезжим. «Я немец» — пустой звук для мусульманина из Сирии, такой же пустой, как для среднего немца — «я суннит» или «я алавит». Поэтому даже символический жест отказа от прежнего гражданства и присяги немецкому государству здесь не работает, ибо не затрагивает самых глубинных основ самоидентификации.
Усадив беженцев за парты и взявшись за сложнейшую задачу перепрограммировать их сознание, «интеграторы» не смогут забраться глубже самого поверхностного его пласта. Того, где хранится «кто написал Девятую симфонию» и который отвалится сразу же, как только соискатель немецкого вида на жительство сдаст необходимый экзамен и покинет соответствующее госучреждение.
А пока так, новый закон, равно как и все последующие подобные законы смогут достичь единственного результата: на работе, в школах, в еще недавно тихих «немецких районах» появится больше чужих людей, чья культура имеет в основе более сильный стержень, чем культура местных. И никакой интеграции не выйдет — выйдет размывание, потеря последних крупиц Старой Европы, когда-то давшей миру двигатель внутреннего сгорания и Девятую симфонию.
Дмитрий Петровский, Царьград
Источник - Русская весна