План успокоения Киева
Правительство Нидерландов будет добиваться изменений в соглашении об ассоциации между Евросоюзом (ЕС) и Украиной, пишет «Свободная Пресса».
Об этом заявил премьер-министр страны Марк Рютте. По его словам, итоговый документ должен учитывать пожелания тех, кто на референдуме голосовал против.
Глава правительства отметил, что намерен достичь соглашения к лету текущего года.
«Если мы не сможем этого сделать, мы предложим не ратифицировать соглашение», — подчеркнул Рютте.
При этом премьер-министр заявил, что предпримет конкретные шаги только после итогов Brexit — голосования в Великобритании по выходу из ЕС.
По сообщениям европейских СМИ, во время дебатов в нидерландском парламенте Социалистическая партия и националистическая Партия Свободы предложили Рютте немедленно отказаться от ратификации соглашения.
«Это будет прямой обман избирателей, если правительство проигнорирует результаты референдума», — цитирует лидера Партии свободы Герт Вилдерс газета De Telegraaf.
Помимо вышеуказанных партий, за отзыв подписи высказалась и оппозиционная Христианско-демократическая партия, которая ранее выступала за сотрудничество с Украиной. Представитель партии отметил, что нужно учитывать мнение избирателей, несмотря на причины, по которым они высказались против соглашения на референдуме. Даже представители проправительственных партий в своих выступлениях указывали на сложность ситуации, учитывая, что речь идет о международном соглашении.
Тем не менее, премьер предостерег от немедленного отказа от ратификации, заявив, что это может исключить Нидерланды из переговоров по Украине.
Теперь Рютте должен провести консультации с другими членами Европейского союза. Однако правительство пока не будет отзывать ратификацию соглашения для того, чтобы не нарушить процесс обсуждения.
Рютте также заявил, что предварительный результат этих переговоров не может быть известен до 23-ого июня, так как в этот день пройдёт референдум о выходе Великобритании из ЕС, и если он будет удачен для евроскпетиков, изменится сама структура переговоров. При этом премьер заметил, что «в Брюсселе существует беспокойство относительно того, какое влияние на референдум в Великобритании может оказать открытое обсуждение итогов голосования в Нидерландах».
Соответственно, он не ожидает какого-либо решения до 23 июня, «хотя не исключено, что к этому времени можно будет что-то сказать относительно возможных результатов переговоров в Брюсселе», — заявил он
Таким образом соглашения в данном виде будет действовать точно до середины лета, а уже потом может быть пересмотрено голландским правительством. При этом Рютте заверил, что если переговоры ни к чему не приведут, то правительство откажется от ратификации.
Представители других партий убеждены, что пересмотр соглашения неизбежен в любом случае.
«Реальные люди пришли к реальным избирательным участкам, чтобы действительно сказать нет», — сказал христианский демократ Симбранд Бума.
«Избиратели проголосовали против соглашения об ассоциации, а не за внесение в него изменений».
Его коллега Рик Грасгоф из партии «Зеленые левые» добавил: «Я не завидую премьеру, но он собирается вести переговоры в Брюсселе с позицией, что Нидерланды отзовут свою поддержку договора».
12 апреля Нидерланды огласили официальные результаты референдума по соглашению об ассоциации Украины с ЕС. В результате состоявшегося 6 апреля референдума 61% его участников или около 2,5 млн человек проголосовали против принятия документа. Поддержали соглашение об ассоциации Украины и ЕС 38,21% участников референдума — около 1,57 млн человек из 4,15 млн человек. Всего правом голоса в Нидерландах обладают 12,86 млн человек.
Сразу после опубликования предварительных результатов референдума президент Украины Петр Порошенко обвинил организаторов референдума в том, что их истинная цель — это не соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Он назвал итоги референдума «атакой на единство Европы и на распространение европейских ценностей».
— Сейчас всеобщее внимание с Нидерландов переключилось на другие темы, а там, тем временем, политическая борьба вокруг результатов продолжается, — говорит историк, публицист, экс-депутат горсовета Одессы Александр Васильев.
— Инициаторы референдума по горячим следам пытаются «дожать» власти и немедленно имплементировать результаты волеизъявления. Естественно, что ориентированные на Брюссель власти стараются затянуть время, поскольку считается, что если Голландия отзовет свою подпись под договором об Ассоциации Украины, и ЕС — это будет расценено как важная политическая победа евроскептиков, это мобилизует уже теперь британских избирателей сказать Евросоюзу «Нет». Судя по тому, как бешено сопротивляются и голландские и европейские чиновники, такая угроза для них вполне реальна.
Вообще тактика затягивания времени используется тогда, когда никакой другой тактики нет.
Получается, что у сторонников евроинтеграции сегодня просто нечего ответить евроскептикам, и потому остается только пытаться их игнорировать. А делать это все сложнее и сложнее. Все это говорит о том, что никакой, как принято говорить «позитивной программы» в ситуации экономического и социального кризиса в Европейском союзе нет.
— Решение о расширении ЕС или о включении в орбиту ЕС той или иной страны принимается не гражданами Евросоюза, — напоминает аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Речь идёт о внутриэлитных или же внутрибюрократических договорённостях в Брюсселе, сопровождаемых консультациями с Вашингтоном. Поэтому изменения в договор об ассоциации ЕС с Украиной будут направлены на то, чтобы, с одной стороны, включить Украину в орбиту Брюсселя, а, с другой, сделать так, чтобы это включение не требовало соблюдения демократических формальностей в виде повторного референдума.
Напомню, в 2005 году нидерландцы проголосовали против проекта единой Конституции ЕС. Несмотря на это, сейчас данная конституция-де-факто работает во всём Европейском союзе. Демократию слишком переоценивают, как говорил Фрэнсис Андервуд.
— О чем Рютте будет разговаривать в Брюсселе? Каким может быть компромисс?
— Если решение по Украине принято в верхах ЕС, а оно принято, то у Брюсселя найдётся способ его реализовать. Это ведь вопрос геополитики, а геополитика не решается плебисцитами.
Вместе с тем отрицательные результаты референдума дали Нидерландам возможность достичь c Брюсселем своих собственных договорённостей, никак не связанных с Украиной. Например, в сфере торговых преференций внутри ЕС или возможности вести более жёсткую миграционную политику. Это по сути win-win ситуация, при которой голосовавшие на референдуме получают ощущение влияния на политический процесс, Нидерланды получают манёвр для переговоров с Брюсселем по интересующим их вопросом, а Брюссель продолжает свою политику в отношении Украины.
— Рютте заявил, что предварительный результат переговоров не может быть известен до дня референдума о выходе Великобритании из ЕС, и если он будет удачен для евроскпетиков, изменится сама структура переговоров. Как она изменится? Как результат Brexit повлияет на позицию Нидерландов?
— В странах-участницах ЕС накопилось множество претензий к Брюсселю, связанных, прежде всего, с тем, что их по факту лишают возможности вести самостоятельную внешнюю политику и, отчасти, даже внутреннюю, если речь идёт о кризисе с экономическими мигрантами и беженцами из мусульманских стран. Поэтому референдум в Великобритании, чем бы он ни закончился, даёт возможность руководству этих стран начать переговоры с брюссельской бюрократией об улучшении их собственного положения внутри Европейского союза.
Кто-то, возможно, будет намекать и на собственные планы по проведению референдума о выходе из ЕС. Несмотря на то, что в Брюсселе будут понимать, что эти страны, скорее всего, блефуют, игра будет продолжаться и соответствующие государства, скорее всего, получат те или иные преференции в рамках единой Европы.
— В случае удачного для евроскептиков исхода британского референдума, будет ли вообще дело Брюсселю до Украины?
— Аналитики рассматривают разные сценарии дальнейшего развития Европейского проекта. Основные концепции, которые, впрочем, не противоречат друг другу, — это разделение ЕС на Север и Юг или на Запад и Восток. Первая концепция говорит о том, что, учитывая разную политическую и экономическую устойчивость севера и юга Европы, есть смысл вместо единой валюты евро ввести две, с разным обменным курсом. Одну — для относительно процветающего севера, другую — для сравнительно бедного юга.
Другая же концепция предполагает, что центр тяжести ЕС переместится с запада Европы на восток, а главным игроком в этом регионе станет Польша. Польские элиты, конечно, хорошо знают эту концепцию и активно работают в восточном направлении. Один интеграционный субрегиональный проект с доминированием Польши — это Вышеградская группа, включающая также Чехию, Словакию и Венгрию. Другой проект — Восточное партнёрство, в которое, в частности, входят Украина, Белоруссия и Молдавия.
Соответственно при ослаблении западной части ЕС, с возможным выходом Великобритании, с сильными евроскептическими тенденциями во Франции и Нидерландах, Польша воспримет это как свой исторический шанс. Не знаю, будет ли после Brexit’a дело Брюсселю до Украины, но вот Варшаве — будет точно.
Польша ведь является, как её называют, главным адвокатом Украины в Европе не по доброте душевной. Это план.
На Западной Украине после Второй Мировой войны количество поляков, ранее составлявших большинство в крупных городах, уменьшилось до незначительных величин, поэтому никакого Крымского сценария в Галичине невозможно. А вот экономическое и политическое возвращение Украины, по крайней мере её части, под контроль Варшавы — это иное дело.
— Отказ Голландии ратифицировать фактически уже работающий договор что-то вообще изменит?
— Это не отказ, это отсрочка. В отношениях Украины с ЕС эта отсрочка никакой роли играть не будет, а вот во внутриевропейских политических раскладах — вполне.
Преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУВадим Трухачёв указывает, что в соглашение об ассоциации могут внести ряд пунктов, затрудняющих доступ украинцев на рынок труда ЕС. Кроме того, могут уменьшить размеры денежных вливаний на Украину со стороны Евросоюза.
Голландия также может ужесточить требования к ввозимой в ЕС украинской сельскохозяйственной продукции. И это очень чувствительно для Украины, где могут использоваться любые удобрения, любые генно-модифицированные технологии, запрещённые в ЕС.
Данный пункт крайне важен для голландских сельхозпроизводителей. Для Украины, потерявшей российский рынок, это станет тяжёлым ударом.
— Что будет означать для Украины, если Нидерланды не ратифицируют соглашение?
— Если Нидерланды не ратифицируют соглашение, значит, обесценится всё, ради чего затевался «Майдан». Украинскому руководству станет нечего преподнести в качестве достижений. Правда, здесь следует сделать оговорку. Пока в соглашение об ассоциации не внесут поправки, оно может действовать на временной основе. В этом плане для Украины мало что изменится. По сути, будет продолжаться «плановое ухудшение» состояние украинской экономики.
— О чем Рютте будет торговаться в Брюсселе? Каким может быть итог этого торга? Что объективно важнее для Рютте: воля Брюсселя или исход выборов, которые состоятся уже меньше, чем через год? На сколько на их исход может повлиять тот факт, выполнит ли правящая партия волю народа?
— Рютте особенно торговаться с Брюсселем не будет. Он просто вместе с представителями Евросоюза будет искать выход. Он изначально поддерживал соглашение, потому и предмета для спора у него с Брюсселем нет. Торговаться ему придётся с другими голландскими политиками и со своими избирателями. Если он попытается перечеркнуть их волю — его партия потеряет значительную долю голосов.
А больше всех на этом выиграет крайне правая Партия свободы Герта Вилдерса, изначально выступавшая против. Отчасти приобретут и крайне левые, также выступавшие против документа. Правда, они в Голландии не очень популярны. Ультраправые сегодня значительно популярнее.
И чем больше голосов соберёт евроскептик Вилдерс, тем большие проблемы возникнут при создании нового правительства Нидерландов. И тогда стране обеспечен политический кризис.
— Как результат Brexit повлияет на ход переговоров Амстердама и Брюсселя и на ассоциацию Украины в целом?
— Британский референдум едва ли повлияет и на действия Голландии, и на отношения ЕС-Украина. Великобритания всегда стояла в Евросоюзе несколько в стороне, и данное обстоятельство учитывается всеми в континентальной Европе.
Просто украинское руководство окажется в глупом положении, если англичане выскажутся за выход из Евросоюза. Оно будет стучаться в дверь ЕС, из которого начали выходить.
И здесь и той же Голландии, и ЕС в целом станет просто не до Украины. Надо будет с британцами разбираться, и вопрос с Украиной придётся отложить в долгий ящик. Этого власти в Киеве точно не хотят…
Дмитрий Родионов
Источник - Русская весна