Podemos в Испании: старая конструкция сломана
В минувшее воскресенье, 20 декабря 2015 года, в Испании состоялись парламентские выборы. На голосовании граждане страны избирали 350 депутатов конгресса — нижней палаты парламента Испании, а также 208 сенаторов — депутатов верхней палаты. Парламент Испании — Генеральные кортесы — избирается сроком на четыре года. В Евросоюзе испанские выборы рассматривались, как одна из критических точек 2015 года. Все политические обозреватели заранее указывали на историческое значение этих выборов, поскольку, де-факто, двухпартийная система этой страны, доминировавшая в постфранкистской Испании, будет преодолена и партийная политическая система страны примет более сложный характер. Другой интригой испанских выборов было: какое место на выборах смогут завоевать новые политические партии, из которых «опасным» для ЕС фаворитом заранее была определена партия «новых левых» — движение «Подемос» (Podemos). На кризисном юге ЕС Podemos является испанским аналогом греческой партии «Сириза». Аналогично «Сиризе» Podemos оспаривает социально-экономическую политику бюджетной экономии, принятую в Евросоюзе. Подобно греческой «Сиризе» Podemos возглавляет молодой харизматический политик — Пабло Иглесиас (37 лет).
Похожий на «Сиризу» Podemos заведомо занимает евроскептическую позицию по отношению ЕС. Рост евроскептических сил в Евросоюзе потенциально угрожает его стабильности и единству. Однако самые худшие ожидания результатов испанских выборов не оправдались. Podemos не победил на них, но пришел третьим. В целом, итог парламентских выборов Испании подтвердил предварительный прогноз, опубликованный 14 декабря, за одним весьма примечательным исключением. Прогноз предсказывал победу правящей правоцентристской «Народной партии» премьер-министра Мариано Рахоя, но со значительными потерями. Так и получилось
. Предварительные результаты испанских выборов: правящая правоцентристская партия «Народная партия» (PP) получила 28,66% голосов и 122 мандата из 350 в Конгрессе Кортесов. Результат левоцентристской партии Испанской социалистической рабочей партии (PSOE) — 22,19% и 91 мандат. PP и PSOE — это старые системные партии Испании, обеспечивавшие с конца 1970-х годов обычные демократические «качели» между левым и правым центром. И вот за этими «ветеранами» испанской политики на прошедших выборах как раз и идет Podemos с результатом 20,59% и 69 мандатами. Кроме Podemos, хорошего результата добилась еще одна новая политическая партия Испании «Граждане» (Ciudadanos), возглавляемая 36-ти летним политиком Альбертом Ривера — 13,8% голосов и 40 мандатов. Идеологически Ciudadanos стоит между PP и PSOE, т. е. твердо занимает центр испанской политики. Ciudadanos является членом группы ALDE в Европейском парламенте, т. е. позиционирует себя в качестве либеральной проевропейской партии. Ciudadanos так же, как и Podemos, вышла из Каталонии. Она выступает против сепаратистского решения для Каталонии. В национальную предвыборную кампанию Ciudadanos выступила за реформы и модернизацию в Испании, а также за снижение корпоративных налогов. Основной пункт Ciudadanos на текущих выборах: партия предлагает избирательную реформу с обязательными праймериз для отбора партийных кандидатов. Заметим, что предварительный прогноз на выборы играл на пользу именно игравшей на ТНК Ciudadanos. Ей предсказывали третье место с опережением Podemos. В случае, если бы эта партия, действительно, добилась подобного результата, то тогда будущий коалиционный расклад определялся бы именно центристской и либеральной Ciudadanos по возможной формуле PP+Ciudadanos, PSOE+Ciudadanos. Однако при текущем результате ни Ciudadanos, ни Podemos не могут дать для пары старых антагонистов — PP и PSOE мандатов для коалиционного большинства. Ни группа левых или правых партий совместно — социалисты с Podemos или PP с Ciudadanos — не смогут управлять страной посредством коалиции.
Мандатов не хватает. Коалиция между PP и PSOE по нынешней германской модели «Большой коалиции» маловероятна из-за прошлого традиционного соперничества этих двух партий. Также невозможна из-за идеологических разногласий коалиция между новыми партиями Podemos и Ciudadanos. Однако у социалистической PSOE остается надежда договориться одновременно и независимо с двумя новыми партиями о коалиционном правительстве. Пока при текущем раскладе между партиями Испании нынешние декабрьские выборы означают ситуацию пата для формирования коалиционного правительства. В прошлом составе Конгресса депутатов Кортесов Испании правоцентристская «Народная партия» Мариано Рахоя обладала большинством в 186 мандатов из 350. В результате текущих выборов правящая партия утратили большинство в парламенте. Нынешние выборы поставили под вопрос судьбу правительства Рахоя, ответственного за меры жесткой экономии. Если PP не удастся сформировать коалицию, то ее победа на этих выборах не будет ничего стоить. Более того, она будет означать поражение. Ранее премьер-министр Рахой самоуверенно отказался участвовать в предвыборных дебатах с Риверой (Ciudadanos) и Иглесиасом (Podemos)
. Он провел дебаты лишь с лидером социалистов Педро Санчесом. В итоге и Podemos, и Ciudadanos выступают под знаменем борьбы с коррупцией, т. е. конкретно это острие направлено против правящих правоцентристов Рахоя. Лидер Ciudadanos Альбер Ривера уже успел заявить, что откажется от коалиции с «Народной партией». Ее поддержка со стороны Podemos также невозможна. В предвыборной кампании левые PSOE и Podemos выступали против политики экономии правительства. Правоцентристская правительственная «Народная партия» наоборот ставила в заслугу политику экономии, как стабилизирующий фактор для экономики и финансов Испании. Между тем, рейтинг партии Рахоя в значительной степени подорван именно продвижением евросоюзной социально-экономической политики бюджетной экономии и попутно коррупционными разоблачениями функционеров «Народной партии». Одной из основных задач, стоящих перед новым правительством Испании, станет сецессионистская Каталония, где сепаратистские партии пока безуспешно пытаются сформировать свое собственное региональное коалиционное правительство.
Во время предвыборной кампании председатель Podemos Пабло Иглесиас пообещал провести референдум о независимости Каталонии в том случае, если он станет премьер-министром. Премьером он, разумеется, сейчас не станет. Остальные ведущие партии Испании выступают против каких-либо уступок каталонским сепаратистам. Сами национальные выборы в самой Каталонии продемонстрировали антисепаратистский расклад. Итак, воскресные выборы в Испании прошли не только по линии соответствия политическим «левой» и «правой», но и по линии приверженности старым или новым политическим партиям. На выборах 2011 года две ведущие партии Испании завоевали 73,4% голосов. Теперь в 2015 году — только 50,8%. Двухпартийная модель в Испании разрушена, но за счет этого демократическое политическое решение усложнено. Испанские парламентские выборы декабря 2015 года продемонстрировали, что испанское общество разделено по четвертям.
Европейская евроскептика рассчитывала на успех партии «новых левых» Podemos. Однако на испанских новых левых нашелся противовес в виде новой либеральной партии Ciudadanos. Дальнейший рост Podemos возможен лишь за счет перетока в свою сторону левоцентристской Испанской социалистической рабочей партии. В Греции торжество партии новых левых «Сириза» стало возможным после аннигиляции Всегреческого социалистического движения (ПАСОК). Аналогичным образом предвыборная кампания указала на восходящий тренд Podemos именно за счет социалистов. Поэтому неслучайно, что текущий итог выборов самый худший для социалистов за всю историю Испанской социалистической рабочей партии (PSOE). Но даже и с худшими результатами на выборах испанские социалисты смогли поддержать свой статус крупнейшей партии левого толка в парламенте. Podemos не смогла собрать под себя большинство левого электората. В дальнейшем для успеха Podemos все-таки необходимо сокрушить PSOE. Возможная коалиция PSOE и Podemos накладывает ограничение на эту цель
. Заметим здесь и то обстоятельство, что в возникшей политической системе Испании отсутствует какая-либо жизнеспособная крайне правая партия с антииммигрантской риторикой и (или) антиевропейской альтернативой. Подведем итог. Расчет на создание леворадикального евроскептического пояса на юге ЕС от Греции до Испании не оправдался. Успех Podemos на прошедших выборах имеет место, но он явно недостаточен для атаки на политику ЕС. Продвижение Podemos в новую политическую систему Испании оказалось блокировано новой либеральной проевропейской партией. Кроме того, экономика Испании стала подавать за год до выборов признаки оживления, что также не способствовало успеху Podemos. Подъему левых радикалов в Испании был положен предел относительной нормализацией ситуации в экономике и снижением уровня безработицы до 21,6%. После Греции это второй наивысший показатель по безработице среди стран Евросоюза.
Но в кризисном 2013 году уровень безработицы в Испании составлял 27%. Правда, и сейчас при относительном снижении безработицы почти половина молодежи не может сделать первые шаги на рынке труда. Тем не менее, после пяти лет падения и стагнации испанская экономика в 2014 году выросла на 1,4% и, ожидается, что вырастет в этом году более чем на 3%. Между тем, разделенная на четыре (а не на два) возникшая политическая система в Испании явно неустойчива. Такая ситуация станет новой для демократического управления в этой стране. Она более сложна для конфигурации определения демократической власти. Поскольку в парламенте впервые будет образовано четыре крупных фракции, возникает необычно сложная ситуация для создания правящей коалиции. В результате ситуация в Испании находится в полной неопределенности, особенно учитывая то, что коалиционные переговоры пойдут крайне сложно, учитывая враждебность между сторонами. В лучшем случае Испания окажется со слабым подверженным кризисам правительством.
В худшем — страну ждут внеочередные парламентские выборы. Ни тот, ни другой сценарий не подходят для страны, которая стоит у порога долгожданного экономического подъема. Испания входит в 2016 году в период политической нестабильности в тот самый момент, когда экономика страны стала подавать признаки оживления
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)