Как «Брат-2» стал пророческим фильмом
Помните, с чего начинается сюжет нашего народного эпоса «Брат-2»?
Костя Громов рассказывает Даниле Багрову, как американский бизнесмен Мэннис отнял у его брата-хоккеиста Дмитрия деньги — около миллиона долларов, — когда Костя обратился к нему за защитой от украинских бандитов-вымогателей: «Дмитрий, дурак, в английский не врубался, не знал, что подписывал. Думал, американец честнее будет». В результате, как все помнят, Данила едет в Америку и вытрясает из американца присвоенные им деньги, попутно объясняя, что сила не в деньгах, а в правде.
А ведь, между прочим, формально американец совсем не отнял у хоккеиста честно заработанные им гонорары, а наоборот, взял их в доверительное управление, чтобы приумножить и начислять на них проценты. А что хоккеист невнимательно читал условия договора — так это его проблемы.
Я не экономист, и мне лично невозможно было понять, почему огромные, гигантские суммы, которые обычному человеку даже сложно представить и которые можно было бы вложить в экономику России, построить множество предприятий, создать миллионы рабочих мест или хотя бы просто хранить внутри страны, развивая нашу, а не чужую банковскую систему, — почему эти гигантские деньги надо было отправлять за рубеж, да еще в страны, чьи намерения в отношении нас были абсолютно ясны как раз со времени выхода «Брата-2», а это, напомню, был 1999 год.
С 2014 года наши «партнеры» просто перешли к открытой гибридной войне с нашей страной, но ничего не изменилось: наши с вами деньги исправно продолжали поступать в стабилизационный фонд за рубежом. Ничему не научил ни опыт Ливии и Венесуэлы, ни совсем недавний пример Афганистана, у которых отняли их золотовалютные активы на миллиарды долларов под смехотворными предлогами — соответственно, потому что Ливия была якобы «спонсор терроризма», выборы в Венесуэле были «нечестными», а у Афганистана и вовсе «для потенциальных компенсаций американцам — жертвам терроризма и для гуманитарной помощи жителям Афганистана».
И вот случилось то, что давно предсказывали. То, что было ясно любым пикейным жилетам у любого подъезда в любом городе России, то, о чем многократно предупреждали на всех уровнях, и то, что, на мой взгляд, вполне можно было бы предотвратить: с 13 марта этого года наша страна потеряла доступ к 300 с лишним миллиардам долларов золотовалютных резервов из общего объема в 640 миллиардов. То, что произошло с этими деньгами, в прессе называется деликатным словом «заморожены из-за санкций», хотя, на мой взгляд, именно с юридической точки зрения это настоящий бандитизм и грабеж. Начнем с того, что мировое сообщество (настоящее, а не США и их, как говорили в советское время, прихлебатели) в принципе может наложить на какое-либо государство санкции, но для этого нужно решение Совета Безопасности ООН, а поводом может стать отказ государства выполнять некие общепринятые межгосударственные нормы. Хотя на практике даже такой институт санкций упрекают в излишней политизации и ангажированности. А уж односторонние санкции со стороны отдельных государств, на которые в последнее время смотрят уже как на что-то привычное, сами по себе не укладываются ни в какие нормы международного права. И конфискация чего-либо для обеспечения таких «санкций» или давление с этой же целью на другие государства не является не чем иным, как бандитизмом на государственном уровне, не имеющим ничего общего с нормами международного права. Я уж не говорю о том, что после крушения СССР как одного из гарантов международного права это самое международное право превратилось в нечто совершенно эфемерное, как лягушка в анабиозе, в которой жизнь еще теплится, но где-то очень глубоко.
Соответственно, и попытки вернуть наши деньги через некие международные суды мне представляются просто смехотворной имитацией бурной деятельности, которые не приведут ровным счетом ни к чему, кроме расходов на зарубежных адвокатов. Как все в том же «Брате-2» — американец вернул деньги хоккеисту Дмитрию только после того, как Данила Багров убедил его не только добрым словом.
Какие были причины передачи нашим, извините за выражение, «партнерам», таких колоссальных сумм — я не знаю и не могу себе представить. В одном я только уверен как гражданин современного, правового и демократического государства: мы, граждане, рано или поздно должны будем выслушать убедительные причины такой передачи и должны узнать, каковы будут последствия. А то ведь нам уже много лет говорят, что Запад нас обманывает. Мы, как все тот же хоккеист Митя, ждем от Запада честности, а он нас обманывает раз за разом — от расширения НАТО до совсем недавних переговоров с Украиной. А я вот смотрю на наших должностных лиц, и совершенно они не производят на меня впечатления таких простаков. Вспоминается старый анекдот, который в приличной версии-лайт звучит как жалоба гражданина, что вчера он пошел на рынок — и его обманули, сегодня пошел на рынок, его опять обманули, а завтра снова обманут, когда снова придет.
И вот сейчас — следующий логический шаг. Собственно, он уже был озвучен в марте, но сейчас к нему вернулся не кто-нибудь, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Борель. Он предложил передать украденные у нас деньги — наши с вами деньги, не перестану это повторять, — «на восстановление Украины».
Понятно, что в любом случае украинцы с этого получат только от мертвого осла уши, а деньги уйдут на оплату вооружений и просто осядут по многочисленным карманам иностранных «партнеров и друзей» Украины. То есть на практике эта процедура ничем не будет отличаться от дележа краденного.
Некоторые наши политики возмущаются: «Как же так? Ведь это подорвет доверие к Западу, к доллару, ко всем основным институтам мировой торговли! Это противоречит нормам международного права!» Не смешите меня. Давайте еще возмутимся стилем торговли древних викингов, которые, скажем так, официально были купцами, но если видели, что местные жители слабее, — просто грабили их. Впрочем, даже если не сильно приглядываться, то легче легкого увидеть, что методы Запада в целом со времен древних викингов не слишком изменились. Если ты слаб — тебя просто ограбят, а то еще и съедят, не снимая своих дорогих костюмов, галстуков и очков.
Вот совсем уж недавний пример из области так называемого международного права — нападение в Варшаве на посла России Сергея Андреева во время церемонии возложения им цветов к мемориалу советским воинам-освободителям. Посла унижали, оскорбляли (а в его лице и нашу страну, всех нас с вами), несколько раз облили красной жидкостью — и все это было снято на видео. Согласно нормам международного права, в частности Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, безопасность послов и дипломатов обеспечивает государство пребывания. Тем не менее польская сторона не только не обеспечила безопасность посла России, но и — вместо этого — то самое должностное лицо, на котором лежит прямая обязанность охранять послов, министр внутренних дел Польши Мариуш Каминьский выступил с прямым оправданием действий нападавших. О каком международном праве можно разговаривать с государством, чьи самые высокопоставленные должностные лица так себя ведут?
Когда к вам в дом приходит сомнительный гость, лучше убрать подальше столовое серебро, а шкафы по возможности держать на запоре.
Или когда вы, если уж необходимость заставила, идете к сомнительным людям, надо внимательно следить за карманами и сумкой. Надо понять хотя бы теперь: нет никакого «международного права», если вы не имеете силы, чтобы гарантировать соблюдение своих прав. Ни наше имущество, ни наши люди не должны оказываться в заложниках у наших противников. Все должны понимать, что наши люди, наши деньги, даже наши культурные ценности, чтобы с ними не случилось того же самого, что с золотом скифов из Крыма, должны быть постоянно под нашим контролем.
Вероятно, мир поделится не только на военные блоки, как НАТО и Варшавский договор, но и на экономические, как ЕС и наш Совет экономической взаимопомощи, где торговля будет вестись между настоящими партнерами и за национальные валюты, а не за доллары или евро. Я допускаю даже возврат к не такой уж давней по историческим меркам практике, когда, например, караваны гражданских судов, тех же танкеров, будут идти по международным водам в сопровождении военных кораблей, как испанские галеоны с золотом из Южной Америки. Не слишком приятная картина, но, как говорил герой еще одного широко известного фильма — «Матрица»: «Добро пожаловать в реальный мир!»
Читайте также: Запад объявил тотальную гибридную войну, — Лавров
Дмитрий Аграновский
Источник не указан