«Умное голосование» либералов — взгляд изнутри сосуда
Я стал депутатом благодаря поддержке Навального. Так, по крайней мере, объяснил своё поражение мой конкурент от ЛДПР Илья Киндеев.
Будь он прав, в Тульскую гордуму попало бы гораздо больше тех, кого нынешний владимирский узник включил в списки «Умного голосования». А по факту, из двадцати территориальных округов — девятнадцать «единороссов» и я один. Кроме того, сильно сомневаюсь, что на тульской окраине, в Глушанках, при явке в 20 процентов сторонники Навального составили хоть какую-то ощутимую долю электората.
Думаю, они просто проигнорировали муниципальные выборы. А для пожилого избирателя, который исправно наведывается к избирательным урнам, поддержка «внесистемного оппозиционера номер один» — скорее антиреклама.
Вся эта присказка вовсе не к тому, чтобы выяснить причину единственного прокола «партии власти» в городе оружейников, а к тому, что у меня для критики Навального и его «Умного голосования» никаких личных резонов нет.
А последующий текст написан исключительно потому, что когда-то великий Гайдай устами героя «Кавказской пленницы» учил «не путать личную шерсть с государственной». Поэтому постараюсь взглянуть на эту схему с общенародной точки зрения.
По замыслу, «Умное голосование» — самый надёжный способ разрушить монополию «Единой России».
Правящая партия, рейтинг которой едва ли дотягивает до 30% и сильно уступает её антирейтингу, должна проигрывать протестным силам (как было с КПСС в годы перестройки).
Обеспечить своё триумфальное шествие она может лишь при одном условии: если в каждом округе голоса недовольных будут раздроблены между множеством оппозиционных кандидатов. Поэтому штаб Навального предложил противникам «ЕР» в каждом округе консолидировать голоса вокруг единственной фигуры, самой проходной из всех, не входящих в «партию власти».
Для этого делались соответствующие опросы и замеры, пока, наконец, не появился заветный список. В протеже «Умного голосования» попали наиболее популярные конкуренты «единороссов», имевшие максимальные шансы на победу.
Схема предполагает отказ от каких-либо идейных предпочтений: левые, правые, близкие по взглядам, далёкие — неважно.
Её главная задача — опрокинуть монополию «ЕР», а куда идти дальше — разбираться будем потом. С таким подходом многие сограждане готовы согласиться.
Сторонников перемен огромное количество, и каждому видится своё счастливое будущее. При этом, понимая, что на пути к его светлой мечте лежит чугунная масса «партии власти», каждый в душе надеется, что именно его путь изберёт большинство, едва получит возможность свободного выбора.
А что принесёт нам свободный выбор на самом деле, когда суровая реальность заставит мечты потесниться?
За неделю до голосования в Туле мне позвонил лидер регионального «Яблока» Володя Дорохов: «Поздравляю, Вас Навальный поддержал!» В голосе слышались плохо скрываемые сарказм и досада.
Он, конечно, понимал, что меня непрошеная поддержка Навального ничуть не радовала. И, конечно, ему было обидно, что «главный борец с режимом» не подержал его, либерала-западника, зато снизошёл до патриота-почвенника Тимакова. А вдвойне обидно, что в его, дороховском, округе была сделана ставка на представителя теневого капитала.
Для типичных фанатов Навального, интеллигентных романтиков чистого от коррупции парламентаризма, такой выбор выглядел какой-то нелепой ошибкой. Как же так, вот есть замечательный «яблочник» Дорохов, честный, не запятнанный в распиле бюджета, не гнувшийся перед властью, искренний приверженец перестройки России по европейской модели, — а кумир протестного движения предлагает поддержать дельца, да какого!
Который в свою бытность депутатом и послушно указания коррумпированного (позднее севшего) губернатора выполнял, и к распилу казённых денег причастен. Как такое могло случиться?
Но, к сожалению для апологетов «Умного голосования», именно такой выбор в пользу со всех сторон запачканных барыг, а не в пользу апостолов европейской демократии оказался правилом, а не исключением.
Вопиющим примером у нас стал Олег Суханов, входящий в группу, курирующую тульский могильный бизнес.
По-моему, присутствие в этом бизнесе достаточно красноречиво, и во всех городах все хорошо знают, под контролем лиц какого типа он находится.
Достаточно сказать, что в бытность депутатом в 2010-14 годах Суханов имел недвижимость и классные иномарки, а в качестве легальных доходов показывал только 18 тысяч рублей ежемесячной депутатской компенсации.
Кроме того, на выборах-2010 в пользу Суханова активно покупали членов избирательных комиссий, а наблюдателям от оппозиционных партий его люди и он лично резали шины, разбивали камеры и даже наутро перед днём выборов запаивали входные двери в квартирах, чтобы ненужные свидетели не могли вовремя явиться на избирательный участок.
Добавим, что баллотировался господин Суханов от «Единой России» и был избран этой партией на пост заместителя председателя Тульской городской Думы. Однако уже на следующих выборах, в 2014 году, региональные лидеры «ЕР» решили, что подобный персонаж чересчур дискредитирует партию власти, и даже заслуги Суханова по фальсификации выборов-2010 не помогли ему снова попасть в списки.
Намаявшись без мандата, одну каденцию спустя, в 2019 году, он попытался прорваться в депутатское кресло самостоятельно, затратив на работу с электоратом немалые суммы. (Где взял-то, бедняга? Ведь после утраты депутатских пособий, если судить по декларации, средств к существованию у него не оставалось)))
Естественно, что после объёмных предвыборных инвестиций в Серебровский округ господин Суханов стал главным конкурентом официального кандидата-«единоросса», обойдя иных, малоимущих претендентов-оппозиционеров. И вполне закономерно попал к Алексею Навальному в список «Умного голосования» как главная угроза партии власти.
Но совсем уж «картина маслом» нарисовалась, когда обнаружилось, что вся верхушка тульской команды Навального, координирующая протесты в нашем городе, пошла к Суханову в наблюдатели.
После прокалывания шин, битья камер и лиц, после запаивания дверей сей экс-единоросс озаботился честными выборами и не нашёл ничего лучшего, как пригласить специалистов из числа сторонников ФБК!
Порочность всей системы «Умного голосования» состоит в том, что наиболее реальным конкурентом официальной системы на выборах выступает криминальный капитал. У него есть наибольшие суммы свободных денег для вложения в выборы и наиболее развитые навыки этого вложения в обход предвыборных законов. Именно люди такого сорта имеют наибольшие шансы получить голоса «умных избирателей» по схеме Навального.
В нулевые годы криминальный капитал активно использовал «Единую Россию» для врастания во власть, но сейчас ситуация изменилась. Ряды депутатского корпуса «ЕР» (по крайней мере, в Туле) заметно эволюционировали: снизилась доля сомнительного бизнеса, значительно вырос процент бюджетных руководителей и партийных функционеров.
И если десять лет назад заседание фракции «ЕР» скорее напоминало «сходку», то сегодня это современный аналог советского партхозактива.
Почему партия, заклеймённая как «партия жуликов и воров», очищается от криминального наследия? Отчасти чтобы не позориться перед народом: рейтинг и так сложно удерживать. А отчасти и потому, что любому губернатору (даже самому порочному) неприятно, когда у него что-то воруют из-под носа.
Как только вертикаль власти устоялась и для обеспечения победы на выборах уже не требуется бить наблюдателей, «жулики и воры» в депутатском корпусе стали обузой. Гораздо удобнее иметь «партию тихих чиновников и скромных исполнителей», куда, собственно, «ЕР» и движется.
Но братва со вчерашними мандатами, хоть и оттеснена на политическую периферию, никуда не исчезла. У них есть деньги, бойцовский характер и жажда реванша. Если вертикаль власти будет обрушена любой ценой, именно личности этого сорта, а вовсе не романтики европейской демократии овладеют политической сценой.
Это на заре девяностых, когда ещё шла эпоха первичного накопления, можно было стать депутатом без больших вложений. А сегодня деньги превратились в определяющий фактор. Через такое сито мечтательная интеллигенция сумеет проскочить лишь в порядке исключения и уж точно не будет делать погоду в «обновлённых» парламентах.
Ничего умного в «Умном голосовании» нет. Для разрушения системы оно годится идеально, а для построения лучшего общества — ничуть.
Хорошо понимаю тех, кому обрыдла казённая зашоренность «единороссов». Мне она тоже очень не нравится. Но отказ от того, что не нравится, вовсе не значит автоматическое появление того, что нравится.
Мне, например, не слишком нравятся мои поседевшие волосы. Но рвать их я отнюдь не собираюсь. Будет больно и глупо, а тёмные, как в молодости, точно не вырастут.
Читайте также: Ювелирная работа Армии ЛНР: последние секунды полёта вражеских аппаратов в небе Донбасса (ФОТО, ВИДЕО)
Владимир Тимаков
Источник - Русская весна