Русское будущее через призму Карабаха и демографии
«Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось», — писал гениальный Пушкин. «Москва, Москва! Люблю тебя как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно!» — признавался в любви столице другой, не менее гениальный поэт Лермонтов.
Московские этюды и расклады
На улицах первопрестольной словно проваливаюсь в фантасмагорический сон. Тупея от рваных, шальных ассоциаций, в который раз заморачиваюсь: Москва ли?
Не попал ли по странному стечению обстоятельств в неведомый азиатский город? Повсюду монгольские лики и образы, испускающие ауру иного, чужого мира. Мысли вязнут в спонтанных физиогномических наблюдениях: любознательные, небольшого росточка туристы позируют и делают селфи на фоне столичных достопримечательностей. О-о, Поднебесная тут!
О чем-то оживленно спорят похожие на соседей, но по неведомой мне причине излишне серьезные вьетнамцы. Хитроватые глазки и искренне светящиеся улыбки выдают весело проводящих время корейцев!
Погруженные в заботы и почти нашенские то ли узбеки, то ли таджики в рабочих спецовках деловито снуют вблизи. Энергичные, с холодноватым самоуверенным взглядом молодые ребята не оставляют шанса червю сомнений. Северный Кавказ гордые джигиты представляют!
Замечаю, наконец, славянские лица, показавшиеся необычайно родными, близкими, и на душе приятнейшее облегчение. Есть еще европейский люд в российской столице!
С обобщениями малость переборщил, но фактура близка к реальности. Москва именно такая. Во всяком случае, была такой до 2020 года.
О смертельном вирусе, перепугавшем народ и изменившем привычное бытие, слухом не слыхивали. Пандемия — явление временное, и традиционная жизнь рано или поздно возвратится на круги своя. Жизнь вернется, но проблемы никуда не денутся!
Война в Карабахе опосредованно коснулась России. Между многочисленными диаспорами армян и азербайджанцев открытого конфликта удалось избежать. Российские власти заняли жесткую позицию. Зато на русскоязычных сайтах Интернета страсти накалены до предела.
Посетители с никами южного происхождения к политическим текстам очень неравнодушны. Комментируют с кавказским темпераментом, выдавая друг другу характеристики, каким скандальные базарные торговки позавидуют!
На ряде сайтов неожиданно всплыла информация об этническом составе населения Москвы. Ссылаясь на некие засекреченные источники, утверждают, что славяне составляют всего 40% от общего числа жителей, а вторым по численности этносом — после русских — являются азербайджанцы. Доля последних среди москвичей якобы 14%.
Провокация! По официальным данным Росстата, славянская демографическая составляющая Москвы равняется 90 процентам, хотя одолевают сомнения. Российские граждане при переписи населения в опросах и анкетах вольны указывать национальность, какую пожелают. Многие, наверняка, лукавят, называя себя русскими. «Русеют» на всякий случай, так удобнее, раз живут в России!
Московские власти болезненно реагируют на критику по части «нерусскости» столицы. Чуть ли не с пеной у рта доказывают обратное. Визуальное впечатление, мол, обманчиво, не отражает истинное положение вещей. На улицах и площадях города в будничные дни мало коренных жителей.
Трудоспособные москвичи работают, пожилые дома, молодая поросль учится. Доводы вроде бы убедительны. Сужу по собственному восприятию. Кого видел — в значительной массе туристы, иностранцы, гастарбайтеры, приезжие из южных регионов. По некоторым подсчетам, гостей столицы бывает от пяти до восьми миллионов.
С национальным составом москвичей, допускаю, городские власти все же темнят. Доля славянских этносов, возможно, реально держится не на уровне заявленных 90%, а, скажем, 70. Но 70 — далеко не 40. И азербайджанцев среди москвичей существенно меньше 14%. К этническим и другим проблемам столицы еще вернусь, а пока о Карабахской драме.
Кот Леопольд не поможет
Мне, русскому гражданину России, нынешняя армяно-азербайджанская драчка — до фени. Аналогичная позиция и у подавляющего большинства русских. Мы поддерживаем нейтралитет России, хотя не все безоблачно. С геополитической точки зрения, полная победа Азербайджана в Карабахе подмочила бы авторитет Москвы. Армения — наш военный союзник и стратегический партнер. Нравится режим Пашиняна или нет, дело уже второстепенное.
В регионе резко усилилось бы влияние Турции. Формула турецкого президента Эрдогана «Два государства — один народ» как нельзя лучше отражает амбициозные устремления Анкары на Южном Кавказе.
Быстрая и своевременная реакция российского президента Путина предотвратила окончательное поражение армянской армии в Карабахе. При активном посредничестве Москвы противоборствующие стороны заключили перемирие. В непризнанную республику введены российские миротворцы.
Не будучи военным специалистом, уклонюсь от анализа стратегии и тактики завершившихся боевых действий. Пусть военный аспект освещают профессионалы!
Акцентируюсь на демографии. Азербайджан за 29 лет независимости почти удвоил население. Численность жителей достигла 10 миллионов. Население Армении по сравнению с советским периодом даже уменьшилось. Было 3,2 миллиона, стало, если грубо, ровно 3. Плюс примерно 150 тысяч армян, проживающих в Карабахе. Азербайджанцы — в основном мусульмане.
Отсюда — высокая рождаемость относительно армян и в целом христианских народов.
Немало политиков, общественных деятелей и других известных людей призывают армян и азербайджанцев жить мирно, пойти на взаимоприемлемые компромиссы. Увы! Кот Леопольд из легендарного мультфильма не поможет. Его крылато-добродушный призыв «Ребята, давайте жить дружно!» не сработает.
Если даже закрыть глаза на ожесточение остановленной войны, взаимную ненависть армян и азербайджанцев, их мирное сосуществование невозможно по демографической причине.
После вхождения Карабаха в Азербайджан численность азербайджанцев начнет расти в геометрической прогрессии. Лет этак через 20-30 армяне в Карабахе едва дотянут до 15-20%.
Возможно, я ошибаюсь. У армянской и азербайджанской общин отношения сложатся просто замечательно. Душа в душу начнут жить. Сегодня такое карабахское будущее выглядит до безумия утопическим, а завтра как будет — небесная канцелярия лишь знает!
Бедные родственники и диаспоры
В российском публичном пространстве длительное время ведется дискуссия о переносе столицы из Москвы на Урал и даже за него. Главный инициатор идеи Юрий Крупнов — руководитель Института демографии, миграции и регионального развития. Тема острая, неоднозначная. Эмоции захватывают и экспертное сообщество.
Политические и общественные деятели, политологи, журналисты, экономисты, демографы горячо полемизируют друг с другом. Федеральные чиновники по доброй старой традиции предпочитают отмалчиваться. Выступил региональный руководитель, мэр Москвы Сергей Собянин. Он, естественно, был против переноса.
Автор этих строк в 2017 году представил свое видение проблемы, опубликовавшись в «Новых Известиях» и ФБА «Экономика сегодня».
Я предложил не лишать Москву столичных функций полностью, а существенную часть их передать другим городам — Питеру и Омску. Перенос столицы — дело затратное.
Частичное перераспределение федеральных управленческих институтов было бы не столь обременительным для российского бюджета. Повторять подробности предложений не буду. Я их воспроизвел на «Русской Весне», в одном из недавних материалов. Упор сделаю на этническом и социальном аргументах.
Простым русским людям чрезвычайно сложно устроиться в столице. При поиске подходящего жилья и работы возникает масса проблем. Иные возможности у выходцев из кавказских и среднеазиатских республик. Им здорово помогают этнические диаспоры. Столичные власти разводят руками: мы, мол, при чем? Закон для всех одинаков! Формально чиновники правы. А по факту?
Русские, не имеющие связей и больших денег, чувствуют себя в Москве бедными родственниками других русских, москвичей.
Иногородние главным образом устраиваются охранниками либо в коммунальное хозяйство. За работу получают копейки и часто сталкиваются с пренебрежительным, а то и откровенно хамским отношением.
Провинциальные соотечественники воспринимаются гражданами второго сорта.
Они должны прыгать от счастья за саму возможность обслуживания господ с московской пропиской и жилплощадью. Не все, конечно, москвичи так думают, но хамов хватает. Градус ненависти к столичным снобам в русской провинции зашкаливает.
Львиная доля коррумпированности московской бюрократии имеет этническое происхождение.
Есть исследования, по которым практика покупки чиновников и разного рода откатов землячествами поставлена на поток.
Всплывающие в СМИ время от времени сюжеты о полковниках-миллиардерах из правоохранительной системы Москвы — верхушка айсберга.
Перенос столицы в другое место нанес бы ощутимый удар и по проворовавшимся чиновникам, и по обнаглевшим диаспорам. Снизил бы социальное напряжение между москвичами и провинциальными русскими!
Драматичный исход не исключен
В середине нулевых упоминавшийся ученый-демограф Юрий Крупнов писал: «Ежегодно страна теряет от 500 тысяч до одного миллиона человек, то есть около 0,5% населения. А в центральных областях европейской части России ежегодные потери составляют до одного и более процента».
Изменилась ли ситуация в России за прошедшие годы? До последнего времени власти и подконтрольные им средства массовой информации бодро рапортовали об успехах демографической политики, о материнском капитале и других выплатах на детей.
Приостановить уменьшение численности населения, действительно, удалось, но за счет кого и чего? Мигрантов, коим упростили процедуру получения гражданства, и увеличения рождаемости среди мусульманских народов России. А у славянских этносов дела с демографией как были плохи, так и остались почти на прежнем уровне. По воспроизводству населения русские сравнимы с армянами.
Нужны специальные меры по стимуляции рождаемости у государствообразующего народа, иначе Россия исчезнет, как Византия либо Рим. К сожалению, российские чиновники пребывают в плену ложных, навязанных нам «цивилизованным» Западом стереотипов и ценностей!
К мусульманам отношусь вполне нормально. Считаю ислам одной из высокодуховных мировых религий и, разумеется, осуждаю карикатуры и прочие пасквили на пророков, святых, божественных сущностей. Но меня совершенно не вдохновляет возможное превращение Москвы в мусульманский и азиатский город.
По этническому и конфессиональному признаку жителей. Со мной, полагаю, согласятся уважаемые азербайджанцы и не менее уважаемые турки. Их, наверное, вряд ли обрадовала бы гипотетическая христианизация Баку и Анкары?!
В Москве, которую в шутку называют Москвабад, по официальной информации, проживают полтора миллиона мусульман. Имеется до 100 исламских культурных центров или молельных домов. Действуют четыре крупные мечети плюс еще две поменьше. Две большие мечети строятся. Одна будет названа в честь Ахмата Кадырова, другая получит имя имама Шамиля.
Мечети и молельные дома в дни богослужений, как правило, переполнены. Столичные муллы утверждают о популярности ислама и у этнических русских. Преимущественно у молодых людей, студентов. За достоверность сведений не ручаюсь, но каждый месяц будто бы проходят процедуру обрезания по три молодых человека.
Принимают ислам и славянские девушки. Несколько лет назад наделала шуму история с Варварой Карауловой — студенткой философского факультета МГУ, собиравшейся замуж за сирийского боевика-исламиста. Подобные факты далеко не единичны, просто не все известны широкой публике.
Национальная политика в России абсолютно бездарна. Чиновников более всего пугают разговоры о положении русских и вообще о «русскости» Государства Российского.
У трусоватого провластного истеблишмента излюбленной мантрой служит утверждение о России, как «уникальной многонациональной цивилизации, существующей испокон веков». Трудно не согласиться со столь очевидной формулировкой. Одно уточнение!
«Уникальная многонациональная» существует благодаря цементирующему государство русскому народу.
В Российской империи нас вместе с будущими украинцами и белорусами было две трети от всего населения. В интеллектуальном и культурном плане русские доминировали почти над всеми входящими в империю этносами.
В усеченной после 91-го России ведущий народ составляет 80%, сохраняя прежние интеллектуальные позиции. Русские уходят в тень с евразийской политической арены, и начинается раздрай, наподобие кавказского либо приднестровского!
В мире ничего нет вечного и неизменного. Если русских останется менее 50%, государство по имени «Россия» ожидают глубинные потрясения. Сейчас модно говорить про так называемую «мягкую силу», противопоставляя ее открытому силовому давлению, как о более хитром, замаскированном методе достижения нужного политического результата.
Мягкая сила восточного обличья, постепенно вызревающая в некоторых этнических регионах, не исключено, изнутри разорвет Россию. Философский закон перехода количественных изменений в качественные даже вездесущая российская бюрократия не в силах отменить!
Будущее страны мало интересует элиту. У многих чиновников имеются запасные аэродромы для себя любимых и домочадцев в лондонах, швейцариях, испаниях, на Лазурном берегу и в других экзотических местах.
У потомков русского простонародья иной исход. Им светит еще одно «иго» — быть расходным материалом для новых ордынских ханов либо, если повезет, их обслугой. Мы сейчас на середине пути к очередной русской драме — драме XXI века!
Напоследок еще картинка из полюбившейся Москвы. Неподалеку от станции метро «Теплый стан» располагается строительный рынок, который по хозяйственным нуждам пришлось не один раз посетить. Удивило название — «Славянский мир». Славяне, конечно, встречаются, но в мизерном количестве.
Больше всего кавказцев, как среди продавцов, так и покупателей. Среднеазиатов, китайцев, вьетнамцев тоже хватает. Долго размышлял: почему власти рынок так назвали? Может, в насмешку над славянами? Осенила неожиданная и тревожная мысль: не Москвы-2050 ли прообраз вижу?
Пессимистические сценарии нельзя исключать ни для столицы российской, ни для России в целом. Пути Господни, как известно, неисповедимы!
Читайте также: Путин назвал число жертв конфликта в Карабахе
Валерий Капленков, политолог, специально для «Русской Весны»
Источник - Русская весна