На грани срыва: пандемия наносит ещё один удар
Пандемия коронавируса и связанные с нею ограничительные меры вывели из равновесия не только мировую экономику, но и психику людей.
На отрицательных последствиях, затронувших даже здоровых людей, сконцентрировали внимание немецкие учёные, обобщившие результаты исследований последствий пандемии COVID-19 для психического здоровья человека.
«Беспокойство, подавленное настроение, забывчивость и растерянность, бессонница — это побочные эффекты пандемии коронавируса, которые значительно усиливаются, а также затрагивают людей, которые не инфицированы», — публикует выводы учёных немецкое издание Welt.
В то время как о долгосрочных психологических эффектах говорить ещё рано, оценка первых рисков уже даёт неутешительные результаты.
Значительно выросли риски депрессии, тревожных расстройств, стрессовых расстройств и аддиктивного поведения (появление пагубных привычек, — прим. РВ).
Среди главных факторов, которые почти неизбежно оказывают влияние на людей повсеместно, выделяют социальную изоляцию, тревогу за небезопасное будущее, экономические заботы и риски, опасения за собственное здоровье, здоровье семьи и друзей.
И всё это вдобавок к обнаруженному непосредственному влиянию новой инфекции, которая способна атаковать мозг переболевших людей и наносить ущерб нервной системе, который проявляется в виде различных симптомов: беспокойство, депрессивное настроение, забывчивость и спутанность сознания, а также бессонницу. Известно и о более серьёзных расстройствах психики: делирии (помрачение сознания), слабоумии, психозах и др.
Так, специалисты Оксфордского университета в недавно представленной работе отметили, что у большого количества выздоровевших пациентов в течение двух-трёх месяцев после перенесённого заболевания наблюдались тревога и депрессия.
Наиболее высокий риск психологических последствий отмечен для заболевших, которым пришлось столкнуться с реанимацией и вентиляцией лёгких.
Так, например, проведённые в Китае исследования продемонстрировали наличие стрессового расстройства у всех таких пациентов.
«Они попадают в потенциально опасную для жизни ситуацию. Они попадают в отделение интенсивной терапии, их нужно лечить инвазивно, проводить вентиляцию — это влияет на психику», — поясняет директор Центрального института психического здоровья в Мангейме, член правления Немецкого общества психиатрии и психотерапии, психосоматики и неврологии Андреас Майер-Линденберг.
В свою очередь, психика неинфицированных людей подвергается другой опасности: страхи и ограничения контактов, связанные с пандемией, накладывают свой отпечаток на состояние человека.
В США исследование Школы общественного здравоохранения Бостонского университета выявило, что у 27,8% взрослых американцев имелись симптомы депрессии в середине апреля, в то время как до пандемии этот показатель был на уровне 8,5%.
Подобный рост отмечался ранее после терактов 11 сентября, вспышки эпидемии Эболы и массовых протестов в Гонконге.
В ходе июньского опроса уже 40% из почти 5,5 тысячи взрослых жителей Штатов сообщили о наличии хотя бы одного симптома психического расстройства: депрессии, тревоге, посттравматического стресса и злоупотреблении психоактивными веществами. Эти показатели были в 3-4 раза выше, чем годом раньше.
Аналогичное исследование в Финляндии установило, что с началом коронавирусного кризиса люди стали видеть больше кошмаров во сне (25% от опрошенных), такие же проблемы с ухудшением сна были отмечены и у американцев (15%).
Впрочем, резкий рост посттравматических стрессовых расстройств психики отмечался и ранее. По словам Андреаса Майер-Линденберга, подобное наблюдалось в ситуациях карантина и изоляции в контексте инфекционных заболеваний, например, во время эпидемии Ближневосточного респираторного синдрома (MERS) или свиного гриппа.
Президент Федеральной палаты психотерапевтов (BptK) Дитрих Мунц ссылается на исследование Центрального института психического здоровья в Мангейме, которое выявило возросшую стрессовую нагрузку подростков и молодых людей, нуждающихся в большем количестве социальных контактов со сверстниками из-за коронавирусной изоляции.
Директор Клиники психиатрии и психотерапии в Charite Berlin Андреас Хайнц обратил внимание на другие особо уязвимые группы: к ним относятся люди, которые уже имеют психические заболевания, а также пожилые, одинокие, и люди, не имеющие общения в социальных сетях.
Депрессия наносит удар и по тем, чьё экономическое положение нестабильно. Об этом свидетельствует исследование Школы общественного здравоохранения Бостонского университета в США.
«В Германии, однако, экономическое положение многих людей отличается», — подчеркнул Хайнц. Солидарность, проявленная немцами, способствовала тому, что они довольно относительно хорошо пережили сложные времена тотального карантина.
Впрочем, наряду с описанием мрачной картины ухудшения психического здоровья населения германские учёные озаботились и подготовкой рекомендаций для преодоления серьёзных последствий длительной изоляции.
Специалисты в области психологии и психического здоровья выделили факторы, укрепляющие психологическую устойчивость людей в условиях пандемии, карантина и изоляции.
1. Директор Центрального института психического здоровья в Мангейме, член правления Немецкого общества психиатрии и психотерапии, психосоматики и неврологии Андреас Майер-Линденберг рекомендовал управлять информацией, выбирая официальные, надёжные источники для получения последних новостей. Кроме того, людям советуют выделять на получение информации ограниченное время.
2. Общение: важно выходить из изоляции и общаться с друзьями и семьёй.
3. Методика общего управления стрессом включает соблюдение распорядка дня, регулярный сон и концентрацию на вещах, которые можно контролировать — «что вы готовите и что носите».
4. По совету президента Федеральной палаты психотерапевтов Мунца для тех, кто работает удалённо, распорядок дня также немаловажен: нужно для себя определить фиксированную структуру суток.
5. Физическая активность и сокращение времени уединения также поспособствуют поддержанию психического здоровья.
6. Испытывающим давление из-за страхов советуют отвлечь себя другими заботами или развлечениями.
Обращают внимание и недавно представленные рекомендации по профилактике психических заболеваний от Федеральной палаты психотерапевтов ФРГ.
Например, там указывается следующее:
? отвлекайтесь. Всё, что заставляет вас забыть о пандемии коронавируса и ваших заботах, является важной передышкой для психики.
? много пейте. Но не обязательно алкоголь, уточняют немецкие эксперты.
Психотерапевт Мунц выделил дифференциацию психологических последствий пандемии: некоторые люди выйдут из психологического стресса с устойчивостью, у некоторых этот стресс сохранится, а третьи получат косвенный вред.
В первую очередь Мунца беспокоит состояние детей и взрослых, пострадавших от домашнего насилия. Он считает, что при планировании будущих мер в ходе пандемии именно им нужно уделить особое внимание. Также важно оказать поддержку людям, имеющим психологические и социальные последствия карантина.
«Поначалу очень часто возникает грусть или депрессия из-за пандемии и связанных с ней ограничениями на контакты. Однако вам следует обратиться за медицинской помощью, если вы не видите способов быть счастливыми в долгосрочной перспективе, а также если у вас отсутствует энергия и наблюдается бессилие», — подчеркивает критические маркеры Мунц.
Читайте также: Описать экономическую ситуацию в мире можно только русскими буквами, заявили в МВФ
Источник - Русская весна