Зеленского поставили на шпагат: почему он не смог уволить Гончарука?
Ситуация со скандальным сливом разговоров премьер-министра Украины Алексея Гончарука и его вероятной отставкой разрешилась одним из двух вероятных способов.
После заявления «по собственному», которое Гончарук положил на стол президенту, Владимир Зеленский провел с ним показательную встречу, на которой «нарезал» ряд задач. И оставил в должности.
Однако в этой истории не все так просто: президент хоть и выглядит в этой истории хозяином ситуации, он «вешает» на себя негатив и от нынешнего репутационного удара, и от прочих вероятных скандалов с Кабмином. Ведь после того как глава государства выдал (скорее, «переподтвердил») кредит доверия Алексею Гончаруку, отставить его, «сбросив» негатив, будет не так просто.
Самому Гончаруку будет очень сложно выполнить те задачи, что задал президент.
Украинское издание «Вести» описывает последствия скандала, наибольшего из всех, с которыми до сих пор сталкивалась команда Владимира Зеленского.
«Расчет на эмоции президента»
Внимание изначально привлекло то, насколько точно выверенным было время «слива» аудиороликов. Первый случился в момент, когда премьер-министр должен был предстать «пред ясны очи» фракции «Слуги народа», куда его вызывали для дачи пояснений по предыдущему скандалу (по зарплатам топ-чиновников). Лишь по стечению обстоятельств Гончарук избежал неприятных для себя ответов на вопросы — он находился в ОП.
Вторую «серию» слили через пару часов, в момент, когда премьер был на встрече с Владимиром Зеленским, или сразу после нее. Третья также поступила динамично.
«Плюс технологов, которые провели эту операцию, в решении сделать из аудио нарезку-„сериал“, а не слить одномоментно. Их же минус в том, что между „сериями“ почти не было паузы: тогда бы премьер встретился с президентом, оправдался и получил от него карт-бланш. И после второго „слива“ ему пришлось бы снова оправдываться, а авторитет в глазах президента был бы уничтожен», — сказал «Вестям» политический эксперт Сергей Быков.
В том, что главным зрителем был именно Владимир Зеленский, сомнений нет.
«По сути, речь о „психологической“ операции, рассчитанной на главу государства, — авторы роликов прекрасно знают особенности характера президента, его зависимость от одобрения и оценок извне. И свой расчет они строили на его немедленной эмоциональной реакции, которая вызвала бы ротацию в Кабмине», — считает политтехнолог Олег Постернак.
Однако этого не случилось. Утром в пятницу премьер вышел к депутатам в ходе часа вопросов к правительству, сообщил о заявлении об отставке, которое передал почему-то именно президенту (хоть должен был подать его на имя спикера парламента Дмитрия Разумкова).
«В последнее время правительство подверглось информатакам и манипуляциям. Их цель — посеять раскол внутри команды, создать впечатление, что якобы кто-то не уважает президента. Это неправда», — сказал премьер, уточнив, что продолжает работать «в штатном режиме до момента, пока президент примет решение».
В тот же день президентский Офис обнародовал видео со встречи Владимира Зеленского и премьера, на котором президент сообщил: оставляет Гончарука работать на посту.
Представили «почтальоном»
Решение Алексея Гончарука написать заявление эксперты сочли политическим. И вопрос стоит так: было ли оно согласовано между Банковой и Кабмином заранее или же премьер обострил ситуацию, чтобы получить дополнительную легитимизацию после ряда скандалов.
Эксперты, с которыми пообщались «Вести», склоняются ко второй версии. Политолог Алексей Якубин напомнил, что похожим образом президента пытался шантажировать своей отставкой бывший глава СНБО Александр Данилюк (был отправлен в отставку в конце сентября).
Удивляет и форма: Гончарук написал документ на имя Разумкова, но отнес его в ОП.
«Тем самым он не только представил президента в роли почтальона, но и поставил его на шпагат: Гончарука нельзя уволить, ведь на носу — Давос.
И оставить ситуацию просто так было невозможно, ведь скандал разрастался», — считает Быков.
О Давосе он говорит не случайно. Согласно одной из версий, распространившейся в анонимных Telegram-каналах, судьбу премьер-министра решил звонок олигарха Виктора Пинчука, имеющего весьма большое влияние.
По непроверенным данным, он отстаивал сохранение Гончарука, т. к. после его отставки-де-факто сорвалось бы участие Украины в Международном экономическом форуме (пройдет в Давосе с 21 по 24 января, будет юбилейным — на него приедут даже те лидеры стран, которые обычно не спешат на форумы такого рода). Якобы Гончарук должен будет открывать одну из панельных дискуссий о привлечении инвестиций объемом в $50 млрд в Украину. Кстати, пресс-секретарь Гончарука не подтвердила «Вестям» его участие (во всяком случае, пока).
В пользу версии о «своей игре» премьера говорит и его медийная активность за последние 2–3 месяца. «Он рьяно и небрежно формировал свой политический образ: вел видеоблог „Чашка с премьером“, пошел на конфликт с Ириной Верещук (нардеп от СН в итоге лишилась должности представителя Кабмина в Раде. — прим.авт.) и, главное, произвел попытку сформировать собственную депутатскую группу из представителей структур, существующих на западные гранты, всего до 30 человек, — сказал „Вестям“ Постернак.
— Определяя же его кандидатуру, Зеленский изначально хотел, чтобы он был блеклым и зависимым премьером — чем-то вроде Еханурова при президенте Ющенко».
Но это не единственное измерение конфликта.
«Если рассматривать происходящее глобально, то скандал является эпизодом схватки между представителями „национально-олигархического кооператива“ и представляющими „коллективный Запад“ управленцами, называемыми „соросятами“ (их представителем и является премьер. — прим.авт.), — говорит нам политтехнолог Андрей Золотарев. — С этой точки зрения отставка Гончарука означала бы неминуемую ссору ОП с коллективным Западом».
Время для таких демаршей явно не лучшее: накануне в МВФ сделали заявление — для запуска новой программы расширенного финансирования Украины (EFF) в объеме $5,5 млрд Киев должен выполнить «определенные условия».
Они были озвучены ранее — это законодательный запрет на возвращение ПриватБанка его бывшим акционерам, а также открытие рынка земли.
«Гончарук себя сам «подвесил»
В конечном счете, президент «нарезал» правительству ряд задач, ограничив время (выполнить их нужно еще до промежуточного отчета Кабмина в парламенте, назначенного на 14 февраля). Во-первых, ограничить рост доходов топ-чиновников, подготовив специальную концепцию оплаты их труда. Во-вторых, снять вопрос гигантских премий руководству «Нафтогаза» (за иск, который был выигран у «Газпрома», глава набсовета Андрей Коболев и его замы должны получить порядка $29 млн). Заодно пригрозив уволить Коболева.
В-третьих, наладить коммуникацию между Кабмином и Радой. И в-четвертых, провести разделение ряда министерств, объединенных еще в начале осени, когда проходило реформирование Кабмина. Зеленский назвал при этом три ведомства: Минкульт (туда «влили» Мининформполитики и Минмолодежи и спорта), Минэкономики (ему передали функции Минагрополитики и Минэкологии) и Минветеранов (еще осенью эксперты говорили, что такому ведомству не вполне свойственны функции МинАТО, также «влитого» в тело министерства).
В-пятых, президент попросил уволить наиболее слабых министров: «У меня нет ни единого процента (повода. — прим.авт.) думать, что кто-то из них нечестен или непрофессионален…
Но мы хотим укрепления правительства. Поэтому прошу найти слабые места и заменить руководителей министерств согласно их профессиональным данным. Не человеческого потенциала, мы понимаем, все они нормальные люди».
Первый пункт был уже-де-факто решен Кабмином на последнем заседании. Коммуникационный также не представляет сложной задачи. А вот вопрос функционала министерств, «Нафтогаза» и отставок сложны для решения.
В парламент уже подали документы с представлением на увольнение Алены Бабак — министра развития общин и территорий. По словам депутата от СН Евгении Кравчук, она написала заявление «по собственному желанию». И, по данным «Вестей», речь идет о конфликте между Бабак и самим Гончаруком: вместо основной задачи (децентрализация) министр сосредоточилась на строительной сфере. Еще и покровительствовала главе Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) Алексею Кудрявцеву, который подал поддельный диплом при трудоустройстве на госслужбу.
«За ней „на выход“ могут отправиться министры Тимофей Милованов (Минэкономики. — прим.авт.), Владимир Бородянский (Минкульт. — прим.авт.) и Оксана Коляда (Минветеранов), которая также попала в скандал с обсуждением „дела Шеремета“ и защитой его фигурантов, — считает Алексей Якубин. — На деле Гончарук сам „подвесил“ себя историей с обязательствами перед президентом: выполнить все задачи будет чрезвычайно сложно, еще и в сроки, означенные Владимиром Зеленским».
Впрочем, именно это и может быть запасным планом президента. «Очевидно, Зеленский взял тайм-аут для формирования новой конфигурации и архитектуры правительства. И премьер будет либо пытаться имитировать бурную деятельность, либо найдет способ, чтобы уйти красиво», — говорит Олег Постернак.
Читайте также: Forbes назвал самых богатых украинцев
Тарас Козуб, Украина
Источник - Русская весна