Обострение у границ Белоруссии
Руководство Войска Польского в качестве главной ударной составляющей сухопутных войск рассматривает ракетные войска и артиллерию. В связи с этим Варшава в перспективе рассчитывает стать обладателем мощнейшего артиллерийского потенциала в Европе, который будет сравним или даже превзойдет по мощи западные армии и даже артиллерийские соединения и части сухопутных войск США в Европе.
В настоящее время польские вооруженные силы не располагают комплексами, способными уничтожать цели на расстоянии далее 40 км.
На вооружении артиллерийских подразделений сухопутных войск состоят модернизированные 122-мм самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика», 152-мм самоходные пушки-гаубицы «Дана» и реактивные системы залпового огня WR-40 «Лангуста».
На модернизацию РВиА Польши, в том числе на покупку 120-мм самоходных минометов «Рак» и систем артиллерийской разведки «Ливец», запланировано около 238 млн долларов.
Также в настоящее время Войско Польское усиливает свой потенциал новыми образцами наземных артиллерийских средств поражения и в первую очередь части и соединения на Востоке страны.
Так, полным ходом идет процесс принятия на вооружение 155-мм самоходной гаубицы «Краб» (подписан контракт на поставку пяти дивизионов).
Планы по модернизации польских ВС предусматривают и закупку трех дивизионов РСЗО (всего 56 пусковых установок — по 18 в дивизионе, плюс две учебные) дальностью до 300 км в рамках программы «Хомар».
В июле 2017 года Варшава в качестве оперативно-тактических ракетных комплексов выбрала РСЗО HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) производства Lockheed Martin.
Стало известно, что государственный департамент США дал согласие на продажу Польше 20 ПУ РСЗО HIMARS вместе с боеприпасами и дополнительным оснащением.
Стоимость контракта оценивается в 655 млн. долларов.
Так, в ближайшее время ВС Польши могут получить: 18 ПУ HIMARS для одного дивизиона и 2 учебные ПУ, 36 транспортно-пусковых контейнеров по 6 реактивных снарядов GMLRS Unitary с осколочно-фугасной боевой частью в каждом (всего 216 ракет), 9 транспортно-пусковых контейнеров по 6 реактивных снарядов GMLRS Alternative Warhead в каждом, а также 30 баллистических оперативно-тактических ракет ATACMS Unitary.
Кроме того, договором предусматривается поставка 33 внедорожников HMMWV, вероятно, в качестве командно-штабных машин, 24 системы управления огнем AFATDS, а также 20 транспортно-пусковых контейнеров ракет LCRR (по 6 в каждом).
Этот контракт носит исключительный характер. Следует отметить, что проводится оценка возможности и целесообразности размещения войск США в Польше на постоянной основе, в том числе и сил артиллерии дальнего действия, имеющих на вооружении РСЗО HIMARS либо MLRS M270.
Пока переговоры с американской стороной продолжаются, и до момента принятия на вооружение Войска Польского указанных систем Варшава предложила в качестве переходного решения разместить на территории страны американский дивизион РСЗО HIMARS.
Такое подразделение может иметь в своем составе 18 пусковых установок и 200 человек личного состава.
Известно, что РСЗО HIMARS способна стрелять несколькими типами ракет: управляемыми реактивными снарядами GMLRS (Unitary и Alternative Warhead) на дальность более 70–80 км или управляемой баллистической оперативно-тактической ракетой ATACMS на дальность более 300 км.
Закупка Польшей РСЗО с ракетами ATACMS представляет очень большой интерес, но не в плане характеристик нового вида вооружения, а в плане применения этого оружия.
Дивизионы HIMARS будут входить в состав артиллерии польских дивизий сухопутных войск (трех существующих и четвертой, вновь создаваемой). Однако возникает вопрос — для поражения каких целей будут предназначены ATACMS?
Дело в том, что средства огневого поражения соединений сухопутных войск, как правило, привязываются к задачам, решаемым этими формированиями. И 300 км (дальность поражения целей РСЗО HIMARS с ракетами ATACMS) это запредельное расстояние для дивизии, так как она сможет преодолеть его только через несколько суток успешного ведения боевых действий.
Силам дивизии необходимо поражать объекты максимум на дальности до 50–60 километров.
К тому же, стоимость этих ракет (от полутора до двух млн долларов) слишком уж велика, чтобы направлять их на колонны военной техники и батареи противника.
Остается в таком случае признать тот факт, что новые РСЗО Польша закупает для нанесения ударов по объектам промышленной и гражданской инфраструктуры. А так как территория Калининградской области РФ простреливается насквозь обычной ствольной артиллерией, то российские объекты отпадают автоматически.
Значит, целями для ATACMS становятся белорусские города.
В данном случае будет уместно еще раз упомянуть развернувшуюся дискуссию о планируемом выходе США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и заявлении Пентагона запустить в серийное производство модернизированные оперативно-тактические ракеты малой дальности ATACMS.
В будущем планируется модернизировать GMLRS до версии GMLRS-ER с дальностью 150 км.
Не секрет, что концерн Lockheed Martin модернизирует имеющийся арсенал ATACMS, а в дальнейшем планирует их заменить разрабатываемыми LRPF/PRSM с дальностью до 499 км. Одна ПУ HIMARS будет способна переносить две такие ракеты. Программа пока на первоначальном этапе.
По результатам предварительных испытаний, было объявлено, что дальность полета обновленной ракеты превысила 300 километров и достигла, по неофициальным данным, 400–450 километров.
Необходимо напомнить, что в НАТО подобным ракетам отводится роль средств первого удара.
И планы Вашингтона с Варшавой о размещении соответствующих формирований у границ Белоруссии не могут радовать, ведь значительно сокращается время подлета этих ракет к целям, а значит, уменьшается время на их обнаружение и идентификацию. Да и бороться с такими целями обычными средствами ПВО становится затруднительно.
В этом контексте могут быть обоснованы появившиеся сообщения о размещенных в Белоруссии комплексах радиоэлектронной борьбы «Самарканд», которые, по мнению ряда экспертов, могут ставить активные помехи средствам воздушного нападения, в том числе и ракетам средней и малой дальности.
Принимая во внимание усиление военного потенциала НАТО у западных границ Белоруссии и России, в том числе планируемый выход США из ДРСМД и размещение РСЗО HIMARS на востоке Польши, следующим ответным шагом Минска и Москвы должно стать наращивание потенциала ПВО, а также средств ракетного вооружения, для поражения подобных объектов в случае необходимости.
Читайте также: Украина показывает Путину ночной кошмар. И вполне успешно
Николай Астровский
Источник - Русская весна