Новый повод для «Майдана»
Тарифная политика нынешних властей Украины, когда при африканских зарплатах в стране граждан заставляют платить за услуги ЖКХ европейские цены, может оказаться той самой «дубиной», которая больно ударит по ним же самим, пишет «Свободная Пресса».
Две трети украинцев уже готовы выйти на «тарифный майдан», отмечает сайт Украина.ру со ссылкой на данные последних опросов местных социологов.
Эти цифры говорят сами за себя: 89% жителей «незалежной» считают повышение тарифов несвоевременным. 86% — необоснованным. Еще 76% уверены, что рост тарифов «никаким образом не будет способствовать» пополнению бюджета и развитию экономики. А почти 65% участников опроса заявили о готовности принять участие в протестных акциях в связи с тарифным вопросом.
Повышение тарифов в коммунальной сфере — это требование МВФ.
Оно должно было сократить бюджетный дефицит в стране и перевести систему услуг ЖКХ на рыночные рельсы. И «пионером» в данном случае вполне можно считать Арсения Яценюка, при премьерстве которого эта политика стала приобретать вполне конкретные формы.
Уже после назначения правительства Гройсмана цена на газ для населения взлетела сразу в два раза — до «рыночного уровня» в 6,9 тыс. гр. (275 долл.) за тысячу кубометров, напоминает ИА ТАСС. Повышение стоимости газа повлекло за собой рост с 1 июля в два раза цен на отопление и горячую воду. На 30–60%, в зависимости от региона, подорожала холодная вода. С 1 сентября в очередной раз вырастут тарифы на электроэнергию.
В принципе, парады мораториев — когда власти на местах пытаются бойкотировать решение Кабмина о повышении цен за «коммуналку» — и тарифные протесты уже идет по всей стране. И это понятная реакция, когда позволить себе заплатить по новым ценам за свет, газ, тепло и воду могут только десять процентов населения.
Но значит ли это, что остальные девяносто готовы к серьезному противостоянию с властью?
— Действительно, предпосылки для социального взрыва в стране уже созданы, — комментирует ситуацию директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.
— Необходима организующая сила. Потенциально такой силой, конечно, могут стать некоторые партии, такие, как Блок Юлии Тимошенко, например, либо Радикальная партия Олега Ляшко. Но большой вопрос — станут ли? И дадут ли им возможность это реализовать?
Власть прекрасно понимает угрозы, которые сопутствуют подобным акциям протеста. И, соответственно, работает на превентивные методы их упреждения. Потому у меня большие сомнения в том, что в ближайшее время подобные «тарифные майданы» могут произойти на Украине.
Другое дело, что результаты проведенного исследования, они в нынешней ситуации закономерны. И подобное недовольство будет нарастать. Тем более что по обязательствам Украины перед Международным валютным фондом тарифы будут и дальше повышаться.
Несопоставимость заработной платы населения Украины и уровня тарифов, она, конечно же, приведет к дальнейшему росту социальной напряженности в государстве.
И к потенциальной возможности в любое время, действительно, перерасти в массовые акции недовольства со стороны населения. Но здесь, как я уже сказал, все будет упираться в организующий фактор.
— Но бунт ведь может быть и стихийным, когда терять, что называется, уже нечего.
— Я, например, не очень верю в то, что народ может самоорганизоваться. В мировой исторической практике подобных примеров почти нет.
— Значит, будут нищать и терпеть?
— Совершенно верно. И эта грань, она, в принципе, очень широкая. Тут не то, что дна не достигли — тут еще «работать и работать».
Ведь в чем заключается сейчас трагедия Украины? Трагедия в том, что нынешней властью уже совершенно никто не доволен. По всем социологическим исследованиям авторитета у президента, премьер-министра, Верховной Рады просто не существует. По всем параметрам балансы отрицательные.
Тем не менее, это никак не мешает чиновникам и депутатам оставаться на своих должностях и проводить губительный курс. А народ?.. Для того, чтобы на Крещатике появилось сто тысяч человек, необходимо провести очень серьезную работу.
И власть, зная эти механизмы — ведь она сама пришла к власти путем госпереворота, технически реализованного через Майдан, — она будет все делать, чтобы этого просто не произошло.
— Правительство обещает малоимущим субсидии, чтобы как-то снизить градус недовольства. Но это — если верить украинскому Минфину — какие-то безумные цифры — 80–85 млрд. гривен. Найдется сегодня эта сумма в бюджете?
— Нет, конечно. Они могут сколько угодно успокаивать людей разговорами о каких-то субсидиях. Но если денег реально нет? А так как целый ряд позиций по тарифной политике находится в частных руках, то, соответственно, когда придет ноябрь месяц, население просто будет вынуждено их оплачивать. И никаких субсидий населению не будет.
Это очередной обман со стороны украинских властей — что для малоимущих создадут условия, при которых у них будет возможность оплачивать, по крайней мере, услуги ЖКХ.
Такой возможности не будет. Это все проверяется исключительно математическим способом — расчетом. Об этом уже говорят и в самой Украине.
То есть, перспектива, что таким образом киевские власти смогут снизить градус напряжения в обществе, она ничтожная.
— Известно, что квартиры должников уже выставляют на аукцион. А может это приобрести массовый характер?
— По-видимому — да. Потому что других реальных механизмов в этой ситуации быть не может. Я просто не верю в то, что власть пойдет на списание или на реструктуризацию долгов населения. Особенно малоимущих граждан, которых миллионы на Украине.
По ее логике, единственно возможный алгоритм привести баланс к более менее приемлемой составляющей — это просто отнимать движимое и недвижимое имущество у людей, которые не в состоянии оплачивать услуги по этим грабительским тарифам.
— На предпочтениях электората к следующим выборам это как-то отразится?
— Естественно, это будет влиять на электоральные предпочтения. Как мы знаем, все эти последние тенденции, реформы, они и так негативно сказались на рейтинге и основной партии власти, и партий-сателлитов.
Но есть один очень важный момент. Нельзя все-таки назвать Украину страной с демократической формой избирательного процесса. Роль административного ресурса здесь является определяющей. И никто не отменял создание новых партий власти, у которых не будет ярко выраженного негатива со стороны населения.
Поэтому, в принципе, как мне кажется, на стабильность нынешней политической системы Украины эти процессы особо и не влияют. Поскольку они вполне контролируемые.
По мнению украинского политолога Алексея Якубина, «конвертация» недовольства людей тарифами в политическую активность вполне возможна. Хотя, на самом-то деле, прямой связи тут нет:
— Люди могут быть, действительно, недовольны. И люди недовольны. Потому что большинство граждан понимает, что рост за два года тарифом в восемь раз, это неадекватно.
По сути, кроме социально-экономического кризиса мы еще имеем и созданную государством, рукотворную политику тарифного геноцида. Это при том, что доходы граждан в той ситуации, которая есть, они не растут в основном. Они, как правило, имеют тенденцию к уменьшению или вообще к падению.
То есть, с одной стороны, недовольство по этому поводу, очевидно, есть.
С другой стороны, все значительные протесты, которые мы видели в стране в разные периоды, они возникали, во многом, когда появлялся кто-то, кто готов был на себя взять мобилизационную активность. Поэтому кто-то из действующих политиков, например, возможно, кто-то из олигархов сегодня должен быть готов энергию недовольства превратить в энергию протеста. Потому что само по себе недовольство есть, и колоссальное. Но нужно, чтобы кто-то «зажег спичку».
— Тимошенко, скажем, или Ляшко, которые постоянно поднимают тему тарифов, это по силам?
— Тимошенко, на самом деле, показала, что она готова на этом играть. Вопрос — насколько она готова идти до конца? Насколько она готова, подняв эту тему тарифов, дойти с ней до организации реального социального протеста?
Потому что в этом случае ей придется противопоставить себя действующей государственной машине. То есть, не просто на словах говорить, что «мы против грабительских тарифов», и подавать в суд, как она сейчас пытается сделать. А перейти непосредственно к каким-то активным оппозиционным действиям. Грубо говоря, выступить против системы, которая есть.
Я, например, не очень верю в то, что Тимошенко способна на это. Да, видно, что она хочет быть оппозиционным политиком. Она пытается консолидировать вокруг себя в парламенте другие оппозиционные силы, которые там есть. Но насколько она будет готова выйти с этим против системы, это вопрос?
Потому что, как мне кажется, тот же Ляшко не готов идти до конца.
С другой стороны, Тимошенко на проблемах ЖКХ уже смогла нарастить собственный рейтинг. Плюс у нее есть организационные возможности. И еще один нюанс — во многом, вопрос тарифов для нее, это вопрос ее дальнейшей политической мобилизации и усиления.
Но, я не уверен, что она будет готова сама инициировать что-то наподобие «антитарифного митинга», который прошел в Киеве две недели назад. Кстати, самый массовый митинг со времен «Майдана» — более двадцати тысяч участников. Летом, когда все политические баталии обычно затихают.
То есть, очевидно, что осенью, если население получит «людоедские платежки», при его активной мобилизации возможен еще больший социальный протест. Но многое тут, конечно, будет зависеть от позиции политика, который будет готов на себя это взять. И от отдельных олигархических сил, которые будут готовы его поддержать.
— Без олигархов никак?
— Понимаете, стихийные протесты, небольшие, они по-любому будут. Но будет ли это переведено на рельсы такого массового протеста? Потому что даже последний «антитарифный митинг», который прошел в Киеве, он был организован различными профсоюзами, которые контролируются отдельными олигархами. Грубо говоря, эти профсоюзы, они тоже подконтрольны олигархам. Какого-то независимого профсоюза как такового просто нет.
Люди, между тем, поставлены в очень сложную ситуацию. Тарифная планка сегодня, она реально неподъемная для 80–90% населения.
А правительство почему-то считает, что народ скрывает доходы. И что, на самом деле, денег у него достаточно. При том, что люди все меньше и меньше способны тратить, и это очень плохо для экономики в целом.
Мне кажется, что власть, когда инициировала ситуацию с тарифами, она просто недооценила недовольство, которое это может вызвать. Ведь Гройсман в этом году мог и не поднимать их…
— Не иначе, очень хотелось выслужиться перед МВФ…
— Думаю, вы правы. Он, видимо, думал, что, подняв тарифы с опережением графика, получит так же быстро от МВФ следующий транш. Но транш этот, как известно, Украина до сих пор не получила.
Светлана Гомзикова
Источник - Русская весна