Киев ищет повод для новой транзитной войны с Россией
Украина возмущена новыми ограничениями транзита своих товаров через российскую территорию.
Теперь они распространяются на транзит не только в Казахстан, но и в Киргизию — и это на самом деле мало что меняет в действующем транзитном режиме. С чем же связана эмоциональная реакция Киева?
В Киеве опасаются полной остановки транзита украинских товаров через Россию. Причиной этого они назвали новый указ президента Владимира Путина относительно транзита товаров с Украины через российскую территорию.
«Указанные изменения могут временно вызвать полную остановку транзита товаров с Украины через территорию РФ, не только в Республику Казахстан, Киргизию, но и для третьих стран. Просим учесть указанную информацию при планировании поставок товаров происхождением с Украины транзитом через территорию Российской Федерации в третьи страны», — заявили в министерстве экономического развития и торговли Украины.
Накануне Путин действительно внес изменения в указ об обеспечении экономической безопасности и национальных интересов России, который с нового года установил правила для транзитных перевозок с Украины в Казахстан через РФ.
Согласно изначальному тексту указа, с начала этого года такие транзитные перевозки должны происходить исключительно через два пункта пропуска на границе Белоруссии и РФ по установленному маршруту. Груз должен быть опломбирован, а маршрут следования должен отслеживаться на основе системы ГЛОНАСС. Транзит товаров, попадающих под эмбарго, был полностью запрещен. Логика проста — такая схема позволяет лучше контролировать потоки и избегать «серого» украинского экспорта, оседающего в России.
С 1 июля этого года все эти требования теперь распространяются не только на транзитные грузы в Казахстан, но и в Киргизию. Также вводится временный запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки на два вида товаров. Во-первых, запрещается провоз сельскохозяйственной продукции и продуктов, которые попадают под эмбарго (что и так было). Во-вторых, запрещается провоз товаров, в отношении которых применяются таможенные пошлины при продаже в РФ, установленные в рамках Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
Также ограничение транзита продуктов продлевается до 1 января 2017 года, что объясняется продлением санкций в отношении России до этого же срока.
По сути, ничего нового эти изменения не вносят. Киргизия, как и Казахстан, входит в ЕАЭС, поэтому на нее распространяются те же таможенные правила. Просто Киргизия не граничит с Россией, видимо, поэтому изначально не сочли нужным вводить транзитные ограничения в ее отношении.
Но, судя по всему, недобросовестные украинские поставщики воспользовались этой лазейкой, декларируя грузы до Киргизии, не исключает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова. И теперь Москва лишает Киев такой лазейки.
Киев явно раздувает из мухи слона, заявляя об угрозе полной остановки транзита в этом направлении. Это хорошо показывает статистика торговли Украины с Киргизией. В этом направлении Украина больше всего возила товара в Казахстан, в отношении которого ограничения уже давно действуют. Так, в январе — октябре 2015 года объемы украинского экспорта в Казахстан составили свыше 605 млн долларов, украинские перевозчики совершили около 80 тыс. автомобильных поездок в Казахстан, по железной дороге туда было доставлено 380 тыс. тонн украинских грузов.
Заметным был экспорт также в Азербайджан — по железной дороге было доставлено через Россию 240 тыс. тонн украинских грузов. Довольно значительным покупателем ее продукции для Украины является Китай, но по железной дороге было отправлено лишь 4 тыс. тонн украинских грузов, остальное — через морские порты Украины.
Товарооборот же Украины с Киргизией был незначительным — всего 77,8 млн долларов по итогам 2015 года. Поэтому заявление Киева, что ограничение транзита в Киргизию может полностью остановить транзит, явно гиперболизировано. Это косвенно подтверждает предположение об используемой украинскими перевозчиками «киргизской» лазейке, которая теперь перекрывается.
Запреты на товары вводятся по тем же причинам — для лучшего контроля и пресечения ввоза украинской продукции для продажи в России под видом транзита.
Впрочем, Касьянова не исключает, что в ближайшее время Киргизия и Казахстан проведут переговоры с российской стороной, чтобы она разрешила перевозки отдельных видов товаров через РФ, и они, как члены ЕАЭС, вполне могут получить такое разрешение при условии соблюдения взаимных договоренностей с Россией.
Киев грозит зеркальными санкциями и иском в ВТО
Киев не мог не воспользоваться транзитным «поводом» для того, чтобы в очередной раз напомнить об «агрессивности» России.
Новые ограничения России являются неоправданными и дискриминационными, они нарушают обязательства, взятые в рамках Мировой организации торговли и Договора о зоне свободной торговли, заявило украинское МЭРТ. Имеется в виду нарушение норм ВТО, а также зоны свободной торговли СНГ.
Кроме того, Киев пообещал, что дополнительные ограничения на транзит также впишет в свой готовящийся запрос в ВТО на инициирование спора с Россией.
«Мы сейчас довносим изменения в проект запроса на инициирование спора в рамках ВТО об ограничении транзита в связи с обстоятельствами, которые сложились, и будем подавать этот запрос в ближайшее время», — заявила замминистра экономики — торговый представитель Украины Наталья Микольская. Киев будет требовать отменить эти меры.
Арбитры в суде ВТО вполне могут встать на сторону Украины, так как частично нормы ВТО позволяют придраться к России. Между тем сами нормы ВТО, на которые ссылается Киев, — яркий пример двойных стандартов Запада, которыми заразилась и сама Украина, писала ранее газета ВЗГЛЯД.
К тому же у самой России есть масса поводов, чтобы затеять аналогичные суды против Украины.
Санкции, введенные против России рядом стран, к которым Украина по собственному желанию присоединилась, также являются нарушением норм ВТО. Обвинять в этом же ответное эмбарго России как минимум странно. Что касается зоны свободной торговли СНГ, то она перестала действовать ровно в тот момент, когда начала действовать зона свободной торговли Украины с ЕС в рамках соглашения об ассоциации. О том, что так и будет, Киев знал изначально.
При этом на призывы Москвы найти компромиссное решение, чтобы обе зоны «не конфликтовали» друг с другом, Украина открещивалась и не шла на контракт.
Чтобы не потерять лицо, Киев также пообещал ввести зеркальные санкции против России. По словам вице-премьера Украины Степана Кубива, правительство страны внесет в парламент законопроект об ограничении транзита через Украину российских товаров, передает ТАСС.
Впрочем, после того, как на дорогах Украины в этом году начали орудовать радикальные группировки, останавливающие российские фуры, желающих среди россиян возить товар в Европу через Украину и так сильно поубавилось. К тому же украинский маршрут и до конфликта был не особо популярным у водителей автомобильных фур. Куда чаще россияне везут на машинах экспортные товары через Польшу, Белоруссию либо Усть-Лугу.
Поэтому украинские зеркальные санкции в очередной раз лишь политический шаг, от которого больше пострадает сам Киев, чем Москва.
За 11 месяцев 2015 года Россия поставила в ЕС 8,6 млн тонн грузов, что почти на 20% больше, чем за аналогичный период 2014 года. «Однако автомобильные перевозки в этом общем объеме экспорта в ЕС занимают немного места. Не говоря уже о том, что идут они не только через Украину, но и через Белоруссию и Польшу, а также прибалтийские порты. Поэтому России беспокоиться не о чем. Кроме того, у России есть многочисленные экономические рычаги воздействия на Украину, если она будет упорствовать в создании различных «зеркальных мер», — согласна Касьянова.
Украина теряет больше
Для Украины ограничения России по транзиту уже имели серьезные негативные последствия.
В целом Украина ранее экспортировала в страны Центральной Азии и Монголию товаров на 1 млрд долларов. В этом году, по оценке Микольской, Украина потеряет 450–600 млн долларов от транзитных ограничений. То есть в Киеве ждали падение экспорта в страны Средней Азии и Монголии в два раза или даже более из-за новых правил транзита в Казахстан через РФ.
Судя по официальным данным, этот прогноз сбывается. Так, в первом квартале экспорт Украины в Казахстан упал на 49%, в другие страны этого региона (Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Армения, Киргизия и Таджикистан) — на 48%, говорится в заявлении Украины на Совете торговли товарами Всемирной торговой организации от 15 апреля. Причем экспорт скоропортящихся сельхозтоваров в новых условиях транзита, скорее всего, сведен к нулю.
Основными статьями украинского импорта в страны Центральной Азии является аграрная и продовольственная продукция, в частности готовые продукты из зерна, сахар и кондитерские изделия, второй статьей экспорта является продукция металлургии и машиностроения.
Страны Центральной Азии, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая и Монголия являлись вторым после России по объему рынком сбыта готовой пищевой продукции с Украины, признавалась ранее торговый представитель Украины Натальия Микольская. По данным за 10 месяцев 2015 года, экспорт пищевой продукции в страны Центральной Азии и Монголии составлял около 300 млн долларов (почти 30% от общего экспорта), около половины приходилось на экспорт украинских сладостей.
Источник - Русская весна