Девятый вал Гройсмана: кого накроет новой волной украинского кризиса?
Украинский эксперт Александр Гончаров, директор Института развития экономики Украины задумался о том, что ждет его страну с приходом к власти команды экс-спикера Владимира Гройсмана. Кстати, первое серьезнейшее потрясение произойдет на Украине уже 1 мая: в два раза вырастут цены на газ для населения.
«В угаре экономической активности Владимир Гройсман «жжет», Арсений Яценюк тихо хихикает.
Для супертерпеливых граждан в среду, 27 апреля, на заседании Кабмина премьер-министр объяснил, что у Украины есть обязательства перед МВФ (а не перед «жизнерадостными» украинцами) в рамках программы расширенного финансирования, согласно которым тарифы на газ с 1 мая будут 100% соответствовать его стоимости.
В этой связи какие макроэкономические риски к концу 2016 г. вижу? Прежде всего, дай бог не развалиться окончательно экономике Украины. Далее — удержать под контролем безработицу. Не исчерпать золотовалютные резервы. Удержать на плаву банки и корпорации с большой долей заемных средств. Соответственно, не допустить резкого рывка вверх инфляции.
Читайте также: «Холодомор» от Гройсмана
А теперь популярно объясню для премьер-министра Гройсмана, что если растут цены, падают зарплаты, то будет нарастать безработица. Это — стагфляция: падение производства плюс инфляция. Это тяжелая экономическая болезнь.
Повышением цен на газ ее не вылечить. Поэтому, вне всяких сомнений, как Яценюк перед своей отставкой, так и Гройсман теперь будет помогать чиновникам, увеличивая им зарплаты, а также будет повышать пенсии пенсионерам. Эти две категории граждан являются наиболее многочисленными и базовыми для поддержки действующей власти.
Правда, пока никто не знает, каким будет 2016 год в Украине, но все ожидают досрочных парламентских выборов. Поэтому правящая элита будет продолжать ориентировать социальные расходы на этих избирателей, чтобы решать свои электоральные задачи.
И снова никто не будет внедрять антикризисные меры, а значит, экономика в ручном управлении и далее будет валиться.
И с этими новыми министрами мы будем сталкиваться с тем, что наши расходы будут превышать наши доходы. Наши мультимиллионеры во власти всех нас приучают, а точнее, уже приучили к ощущению, что надо радоваться даже нескольким сотням тысяч спонсорской помощи от Румынии. Более того, эти же крупные чиновники в Brioni с неподражаемым самовосхвалением быстро и легко перевели рецессию от корпоративного сектора к населению.
Напомню, Арсений Яценюк действовал так: первый этап – обвальное падение инвестиций, второй — резкое сокращение зарплат, третий — экономия на занятости. И почему-то мы с коллегами считали, что эта волна кризиса от Яценюка будет наиболее сильной.
Однако от Айвазовского я помню, что наиболее сильная – это девятый вал. А если и вовсе нас после 1 мая накроет цунами от Гройсмана?! Понятно, худшее – впереди.
Судя по всему, после 1 мая эпицентр кризиса станет активно перемещаться к таким показателям качества жизни, как доступность медицинских услуг и лекарств, уровень тревожности в обществе, смертность, степень алкоголизации населения, структура потребительской корзины.
Как эти проблемы решать? Что для этого делать? Прежде всего переходить к другой структуре экономики, ориентируясь на страны Восточной Европы. При этом обязательно придется менять институты, в том числе и политические. Но что здесь впереди, а что — сзади, возможно, теперь подскажет Лешек Бальцерович. Лично для меня одно очевидно: воля общества и государства должны быть едины.
Это особенно актуально, т. к. у премьер-министра Владимира Гройсмана в краткосрочной перспективе выбора уже нет, вообще никакого.
Почему? Потому что дальнейшее сокращение госрасходов будет еще больше сжимать внутренний спрос и порождать дальнейшее сокращение поступлений в бюджет. И точка равновесия может быть достигнута на уровне гораздо более глубокого спада экономики, чем могло бы быть, если бы Кабмин расходовал бюджетные средства в больших объемах.
Но Гройсман уже просто не может поддерживать программы бюджетных стимулов. Это окажется тяжелейшим ударом по потенциалу выхода из затянувшейся рецессии.
Что дальше? Убежден, оптимальным решением по стабилизации ситуации с последующим выходом на траекторию роста – это не пытаться выплачивать долги, а объявлять дефолт.
В этой связи, рассуждая на данную тему, не мог ответить коллегам-американцам, а им трудно понять, почему мы существуем самым сложным и самым затратным способом. Почему на развилках Украина выбирает самые неоптимальные пути?
В то же время есть надежда, что и в этой войне мы победим. И будет новая экономика, придут инвестиции. Но, опять-таки, мы побеждаем снова самым затратным способом. Во всех наших войнах мы побеждаем самым тяжелым, ресурсоемким и слишком затратным способом.
Читайте также: Признание Тимошенко: «Какая же сволочь пришла к власти после Майдана»
Например, вчера закончился двухдневный Форум экспортеров в ТПП Украины. Особенно яркие впечатления остались от содержательных бесед с китайскими коллегами и, в частности, с Лю Цзюнем, советником по торгово-экономическим вопросам при посольстве КНР в Украине. И что вы думаете, ранее анонсированные в качестве спикеров Гройсман и Кубив были здесь? Увы. За все правительство «отдувалась» Ксения Ляпина. Похоже, что именно она больше других в правительстве отвечает за экспорт. А ведь она занимает должность председателя Государственной регуляторной службы Украины.
Мои иностранные собеседники также мне говорили, что если наша экономика сверхцентрализована, если собственность сверхконцентрирована, если налогов слишком много, наконец, если валютная политика вызывает кучу вопросов, то это называется бег с гирями.
Грубо говоря, поздно пить боржоми, когда почки (банки и предприятия) отвалились от экономики. Правительство не трансформировалось, поэтому уже в ближайшие пару месяцев правительство будет иметь «удовольствие» столкнуться с очень суровой оценкой рынка.
Наконец, текущая ситуация – это полшага к реальному дефолту.
А смена состава Кабмина – это предвестник реального большого дефолта, который может случиться. И первый громкий скандал из-за офшоров новоиспеченного министра финансов – это еще одно движение в этом направлении для оценки нашими западными партнерами.
Как наш министр финансов теперь может говорить о борьбе с коррупцией и с кризисом, если мы еще больше погружаемся в финансовый и государственный кризис?! Все это заставляет задуматься и представителей МВФ о том, что те методы, которые были выбраны в 2014 году, не эффективны.
А ведь у нас есть хорошие возможности для США, ЕС и того же Китая создать для себя в Украине запасной рынок труда. Мы-то чего боимся? Или в Кабмине не знают, как это делать?
Поэтому премьер-министр Гройсман обязан обществу сказать, что намерен делать Кабмин, какая у него национальная идея. После этого уже выстраивать эффективную работу госаппарата для выработки конкретных мер по спасению экономики страны. И главное – уважать и понимать людей, для которых правительство должно работать, защищая интересы государства. При этом наконец-то начать борьбу с крупными хищениями со стороны чиновников, чтобы деньги «по-белому» потекли в бюджет, а не «по-черному» — в свои карманы.
Но, к сожалению, только у нардепов и министров – первых парней в умирающем селе — осталось математическое ожидание роста наших рынков. Остальные не в тренде, их ждет печальная участь. Нет мотивации у самих участников рынка. Недавно меня просветил один мой давний знакомый бизнесмен, резюмируя: «У нас в стране на фоне отсутствия роста зарплат и резкого увеличения неравенства все более распространяется мнение, что от обвала экономики выигрывают только элиты майдана».
Словом, не будет эволюционного этапа развития, продолжится процесс быстрого разрушения. И в этом крахе сейчас есть много заинтересованных сторон. Как жили мы на вулкане, так на нем и продолжаем жить. Выхода власть не видит.
Если раньше при правительстве Арсения Яценюка мы жили в условиях перманентного обострения кризиса, то теперь из-за отсутствия программы Кабмина Владимира Гройсмана мы находимся не просто в ситуации глубокой рецессии, а в состоянии непредсказуемого развития этого большого кризиса.
Хотя альтернатива действующей экономической политики в Украине есть. Есть мировой опыт, в частности польского и американского рынков, который это доказывает (что непосредственно я изучал в Варшаве и в Вашингтоне). Но такое экономическое развитие Украины не отвечает интересам тех, кто сегодня у нас имеет политическую и экономическую власть.
Следовательно, мне говорят мои зарубежные коллеги, уважаемые граждане Украины, вы сами должны заниматься отстаиванием своих интересов политическими и социальными методами, создавая профсоюзы, общественные организации, поддерживая свои партии. Тогда экономика не развалится, а будет развиваться. Но с другими целями и достигая других результатов — не тех, что есть сейчас. Вот так говорили мне, правдиво и откровенно».
Источник - Русская весна