«Дважды при смерти» — за что сидит в американской тюрьме Виктор Бут
Виктор Бут стал одним из самых известных русских заключенных в США последних двух десятилетий. В американской прессе его называли «оружейным бароном № 1» и «торговцем смертью». Первые сообщения об этом появились еще в конце 90-х, а в начале нулевых его образ стали активно раскручивать по всему миру.
В миг для Штатов бизнесмен стал целью номер один. Среди неподтвержденных обвинений в зарубежных СМИ — не менее 38 сделок по поставкам оружия в Африку и Азию, поставки боевой техники и боеприпасов в горячие точки, в том числе «Талибану»*, «Аль-Каиде»*, самому Усаме бен Ладену и колумбийским сепаратистам.
Ходили даже слухи, что Бут якобы участвовал в подготовке атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке.
В 2005 году США сняли фильм, посвященный злодействам россиянина с Николасом Кейджем в главной роли. А Стивен Браун в это же время писал книгу «Торговец смертью».
Для задержания россиянина американцы провели сложнейшую операцию, заманив его в Таиланд из РФ, а позже потребовали экстрадировать в США. Ему грозило от 25 лет тюрьмы до пожизненного срока. Сам россиянин убеждал, что власти США склоняли его дать провокационные показания против российских властей. Но он отказал и получил 25 лет колонии, половину из которых уже отбыл. О том, как Бута вынуждали пойти на сделку и как прошли эти 13 лет в заключении, «КП» рассказала жена Виктора Алла Бут.
«Дай нам компромат против России»
Спецоперация против Бута начиналась как шпионский детектив. Чтобы выманить бизнесмена из России, агенты США завербовали его делового партнера. И уже через него вышли на близкого знакомого Бута — британца Эндрю Смуляна, который пригласил россиянина на переговоры в Таиланд.
На встрече с Бутом агенты выдали себя за боевиков Революционных вооруженных сил Колумбии, желающих купить оружие. На самом деле муж поехал продать свои самолеты (Бут занимался авиаперевозками). Под таким предлогом его позвали на переговоры. И вот, в 2008 году Бут был задержан в Таиланде по запросу США.
Поездка в Таиланд была спланированной операцией американских спецслужб. США убедили тайцев, что приедет опасный человек, которого они должны будут задержать.
Позже обещали представить доказательства вины. Но ничего так и не представили. А сам факт задержания стал поводом, чтобы отправить запрос на экстрадицию мужа в США. Тайский суд отказал в экстрадиции. После этого американцы обвинили тайскую полицию в том, что те не смогут обеспечить его безопасность: якобы российские спецслужбы его ликвидируют как человека, обладающего серьезной информацией.
После это Виктора стали водить в каске, в бронежилете, в кандалах. Это был некий фарс с американской подачи, чтобы создать видимость, что он обладает компроматом, вспоминает Алла Бут.
На этом информационном фоне американцы вывезли Бута в Штаты и стали предлагать сделку. Как рассказывает Алла, они мечтали, чтобы Виктор рассказал им детективную историю, «обличающую правительство России в преступлениях».
В обмен на сделку — американская мечта
Сам Виктор Бут сразу после задержания признался, что американцы просят «дать компромат на Владимира Путина», а взамен сулили сделку. Но он был непреклонен.
— Виктор должен было оговорить кого-то, но он человек принципиальный. Да и никаких сведений у него не было, — говорит Алла. — Смешно: США потратили огромные деньги на операцию, придумали образ мирового злодея через СМИ, а затем сами в него и поверили.
Платой за компромат должны были стать небольшой тюремный срок и жизнь в США для всей семьи Бута.
— В случае сделки американцы запустили бы программу защиты свидетелей, — признается супруга Виктора. — Нам бы с дочерью пришлось думать о том, чтобы остаться в США и получить их гражданство. Такое предложение я получила в январе 2011 года, когда шел суд. Через адвоката было сказано: «Вы могли бы остаться здесь, Лиза бы хорошо училась, закончила университет».
Держали в холоде, морили голодом
Для арестованного Бута, как вспоминает его супруга, американцы специально создавали невыносимые условия.
— Он сидел в закрытой камере, где 24 часа горит тусклый свет, дневного света не видел совсем, прогулок не было. Поэтому, когда его привозили в суд, он щурился, — рассказывает Алла. — Камера не обогревалась, муж в ней замерзал. Стучать в дверь, чтобы что-то попросить, было запрещено, разговаривать — тоже. Ему специально забывали приносить еду. Иногда он сутки мог находиться без пищи. А когда ее все-таки приносили, это были переваренная кукуруза или фасоль, полстакана супа или макароны. Виделись мы с ним раз в неделю по полчаса.
Суд над Виктором проходил в условиях информационной войны.
— Доказательств того, что он торговал оружием, не было: были лишь байки да легенды, — делится Алла Бут. — Судили мужа фактически за разговор. На встрече, которую устроили американские агенты, он сказал: «Я поддерживаю движение народов за освобождение». Естественно, он поддерживает тех, кто борется за свободу страны. Присяжные не могли оправдать мужа, потому что в это время чуть ли не через день шел фильм с Николасом Кейджем «Оружейный барон», писались статьи на сайтах, по радио передавали новости. Они поддались этой информационной атаке.
Что интересно, суд назначил Буту минимальный срок из возможных (ему грозило от 25 лет до пожизненного) и рекомендовал общий режим содержания. По словам Аллы, позже судья сделала заявление, что считает приговор суровым, неадекватным, но дело так было сфабриковано, что меньшее наказание вынести было нельзя.
«Без прогулок. Бетонные стены и кусок неба над головой»
Задержание и суд над Виктором Бутом, по мнению супруги, открыл для американцев новые возможности для преследования россиян по всему миру.
— До информационной волны против мужа никто не знал, кто такой Виктор Бут. Но американцы сняли фильм, написали книжку, выпустили массу статей. Это была настоящая информационная война, — уверена Алла. — И с 2008 года пошло повальное задержание россиян по всему миру: на Викторе они отработали схему, создали прецедент в суде и получили козырную политическую карту.
И, наконец, дело Виктора стало показательной поркой. Теперь, когда людей привозят в США из других стран, в том числе России, и обвиняют их в IT-преступлениях или отмывании денег, им говорят: «Не идешь на сделку? Будешь, как Бут, сидеть 25 лет!» Человек в ужасе соглашается, тем самым оправдывая действия американских спецслужб.
После приговора жизнь Виктора Бута не облегчилась: американцы постарались сделать так, чтобы его заключение было максимально тяжелым.
— Минюст США решил поместить мужа в тюрьму максимально сурового режима, — делится Бут. — Таких в стране всего две. Мужа еще и отправили в особый блок, где всего 38 человек. Это одиночные камеры, прогулок там нет, закрытый дворик, бетонные стены, он видит только кусок неба. Никаких свободных звонков, как у россиян.
У нас всего два звонка в неделю по 12 минут в строго определенное время. Он может принять душ только раз в неделю всего три минуты. При том, что там 36-37 градусов жары и нет ни вентиляторов, ни кондиционеров. Муж говорит: «Мы лежим на полу под мокрым полотенцем». Это пытка.
Зубы не лечат, их просто вырывают
По словам Аллы, ей смешно читать западные материалы о том, как тяжело американцам в российских колониях.
— Виктор несколько раз был при смерти, — говорит Алла. — Первый случай был связан с инфекцией, которой его заразили сотрудники колонии. Поначалу муж просто хрипло говорил, потом начался тяжелый бронхит или пневмония (никто диагнозы ему там не ставит). Дошло до того, что муж уже не смог говорить, поэтому перестал мне звонить. Тогда я и обратилась к дипломатам, и только после их вмешательства к мужу пришел врач и стал давать антибиотики (Виктор уже не мог встать).
Еще один случай начался с зубной боли. Воспаление переросло в гайморит, затем в отит. Температура у Виктора, по словам Аллы, была за 40 градусов.
— Зубы там вообще не лечат, их просто сразу выдирают. Недавно мужу удалили очередной, — заключает супруга россиянина. — У мужа за время заключения появились хронические заболевания, в том числе туберкулез. Есть опасность хронического воспаления зубов, а это может привести к летальному исходу.
«Депрессия и домогательства надзирателей»
Бут на протяжении пяти лет судился за перевод на общий режим заключения. И семья даже выиграла суд, но продлилось счастье недолго.
— В общем режиме больше народу, пускают на улицу, — вздыхает Алла. — В 2019 году я видела то, как они гуляют. Но когда мы с дочкой уехали из страны, мужа снова вернули в строгий блок. При этом американцы не считают нужным объяснять, почему, — и мы опять должны судиться, чтобы все исправить…
Обстановка в особом блоке, по словам Аллы, гнетущая.
— Там нет спортзалов и тренажеров. Общения с другими заключенными почти нет. У всех большие сроки, поэтому у многих тяжелые депрессивные состояния. К счастью, другие заключенные мужа не трогают, он держится обособленно. Отношение сотрудников колонии нейтральное. Они знают, кто такой Виктор. Но есть люди предвзятые. Человеческий фактор работает, всегда есть те, кто может придираться. Самое удивительное, что это женщины, работающие в мужской тюрьме, и там были случаи домогательства.
Сам Бут, как и во время суда, до сих пор предпочитает не жаловаться.
— По телефону мы стараемся говорить о домашних новостях. Он всегда был оптимистично настроен, старается нас от всего оградить и поддержать, особенно свою маму. Он сильный человек, но мы понимаем, насколько невыносимо и больно там находиться. И со временем у нас надежды все меньше, что он выйдет досрочно, что будет обменян. Ему осталось еще 12 лет колонии. Но мы надеемся, что после саммита двух президентов что-то изменится, — делится Алла.
Новости о переговорах по поводу обмена заключенных между Россией и США Виктор Бут встретил сдержанно: не хочет обретать надежду раньше времени.
Конкретно
В чем обвинялся Бут?
— Преступный сговор с целью убийства граждан США;
— Преступный сговор с целью убийства лиц, находящихся на госслужбе;
— Преступный сговор с целью приобретения и продажи зенитных ракет;
— Преступный сговор с целью поставок оружия террористическим группировкам.
Читайте также: Династия оборотней в погонах: У задержанных за подготовку убийства полицейских нашли миллионы долларов
*Запрещенная в РФ террористическая организация
Источник - Русская весна