История дипломатического рейдерства: кто и как обыскивал отечественные посольства до американских спецслужб
Обыски в консульстве РФ в Сан-Франциско и торгпредстве в Вашингтоне российские дипломаты назвали «рейдерским захватом». В современной истории Россия столкнулась со столь грубым нарушением дипломатических норм впервые. Подобному давлению отечественные дипломаты подвергались во времена СССР. Тогда эти вопиющие инциденты были связаны с грубыми провокациями, необоснованными претензиями или с началом военных действий. RT вспоминает самые громкие происшествия в посольствах.
Ответ Чемберлена
Расхожее выражение «наш ответ Чемберлену» напрямую связана с некрасивой историей вокруг советских представительств в Великобритании, которая произошла в 1927 году.
В то время в Китае шла гражданская война. Гоминьдан (политическая партия, возглавляемая генералом Чан Кайши) вёл борьбу за объединение страны, которая после революции 1911 года находилась в состоянии раздробленности. СССР оказывал поддержку Гоминьдану — в том числе потому, что на начальном этапе борьбы эта партия сотрудничала с местными коммунистами, а в самой партии было сильное левое крыло.
Независимая военная политика Чан Кайши не устраивала англичан, позиции которых традиционно были сильны в Китае.
Отношения Советского Союза с Великобританией в 20-е годы не отличались теплотой. СССР в сознании западных политиков тех лет ещё оставался terra incognita — не до конца понятным государственным образованием, представители которого периодически заговаривают о мировой революции и могут представлять угрозу. Да и признала Великобритания советскую Россию лишь в 1924 году, уже после смерти Владимира Ленина.
В Советском Союзе по поводу Великобритании также не питали иллюзий.
В феврале 1927 года британский министр иностранных дел Джозеф Чемберлен адресовал советскому правительству ноту, в которой потребовал прекратить помощь Гоминьдану. СССР не просто отказался выполнять британские условия, а развернул целую кампанию, в ходе которой прозвучали многочисленные «ответы Чемберлену» — от публикаций в «Правде» до танковых колонн с таким названием.
Функции советского торгового представительства в Великобритании тогда выполняла фирма «Аркос», которая вела торговые операции по поручению советских хозяйственных органов. Её выручка исчислялась десятками тысяч фунтов.
12 мая в помещение советского представительства ворвались британские полицейские, которые, в нарушение международных норм, начали обыск. Сотрудников представительства, которые пытались сопротивляться, жестоко избили, а шифровальщика, намеревавшегося уничтожить шифры, похитили.
Британцы заявляли в своё оправдание, что цель обыска — это поиск документа, якобы похищенного советской разведкой. Но сам документ так и не нашли, хотя к обыску подошли всерьёз, а некоторые двери открывали при помощи специального бура. При этом обыск показал, что представительство действительно могло иметь отношение к деятельности советской разведки. Впрочем, этим же в те годы занимались и британские дипломаты в СССР.
Полученной информации не хватило даже для обвинения каких-то конкретных лиц, к тому же Гоминьдан пересмотрел сотрудничество с коммунистами и поссорился с СССР. Чтобы сохранить лицо, британцы разорвали дипломатические отношения с советской Россией, однако восстановили их уже через два года.
Железнодорожная война
Через два года новый инцидент с советскими представительствами за рубежом произошёл в связи с тем же Гоминьданом.
После крушения Российской империи во многих зарубежных странах остались государственные активы уже несуществующего государства. Одним из крупнейших российских объектов была Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), сеть которой охватывала всю Маньчжурию и северо-восточный Китай. После того как СССР и Китай установили дипотношения, дорога была признана совместным советско-китайским проектом.
Бойцы Рабоче-крестьянской Красной армии с захваченными гоминьдановскими знамёнами © Wikimedia Commons
К 1929 году отношения СССР и Гоминьдана, который правил Китаем, сильно испортились, а китайские коммунисты находились в подполье. В этих условиях Китай стремился к объединению территорий, разорванных революцией и гражданской войной. Также Гоминьдан планировал перевести под свою юрисдикцию всё, что находится внутри страны, в том числе и КВЖД.
Китайская сторона с 1926 года предпринимала отдельные шаги, которые давали понять, что она видит себя единоличным хозяином дороги. Но однажды власти и вовсе пошли ва-банк. 27 мая 1929 года китайские полицейские ворвались в советское генеральное консульство в Харбине и устроили там настоящий погром, якобы потому, что в консульстве встречались агенты Коминтерна. Так налёт описан в советской дипломатической ноте:
«Был произведён обыск, который длился около шести часов. В течение всего этого времени Генеральный консул Союза Советских Социалистических Республик г. Мельников и его сотрудники были задержаны и лишены возможности сноситься с внешним миром. В отношении вице-консула г. Знаменского было применено физическое насилие. Полиция, несмотря на решительный протест консула, забрала часть консульской переписки и арестовала всех бывших в различных комнатах консульского помещения посетителей, числом 39 Китайские полицейские и служащие в китайской полиции русские белогвардейцы открыто собирали деньги и вещи, принадлежащие консульству и сотрудникам».
На основании якобы обнаруженных в консульстве компрометирующих материалов китайцы потребовали передачи КВЖД и замены руководства объекта. Но реальным итогом такого обращения с дипломатами и завышенных требований стал скоротечный вооружённый конфликт на железной дороге, в котором победила Красная армия. От незаконного обыска в консульстве Китай получил лишь военное положение.
22 июня, ровно в четыре часа
Самым суровым испытанием для советских дипломатических представительства стал 1941 год. 22 июня советские посольства в ряде стран, которые являлись союзниками гитлеровской Германии или были ею оккупированы, в одночасье оказались на вражеской территории.
Нацисты немедленно принялись проводить бесцеремонные обыски в советских консульствах и посольствах. Так дипломат Валентин Бережков описывал обращение с сотрудниками советского посольства в Берлине 22 июня 1941 года:
«…По нескольку раз в день их вызывали на допрос, били, пытаясь выведать секретную информацию, заставляли подписать какие-то бумаги. Так продолжалось десять дней. Но советские люди держались стойко, и фашисты ничего не добились. Советские люди с честью выполнили свой долг. Их освободили только в день нашего отъезда из Берлина и доставили прямо на вокзал. Они еле держались на ногах. Когда я увидел хорошо знакомого мне прежде по работе в торгпредстве Логачёва, то еле узнал его — он был весь в кровоподтёках».
Людям пришлось столкнуться не только с угрозой обыска, но в некоторых случаях с настоящими боевыми действиями. Когда эсэсовцы пришли обыскивать генеральное консульство СССР в Париже, то его сотрудники некоторое время отстреливались, чтобы успеть уничтожить дипломатические документы.
При этом ничего компрометирующего они так и не смогли обнаружить, хотя министерство пропаганды распространяло фальшивки о якобы найденных на территории посольств пыточных подвалах, в которых убивали похищенных белогвардейских генералов.
Большую часть советских дипломатов, которые пережили начало войны на боевом посту, в дальнейшем удалось обменять на представителей немецкого посольства и консульств
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)