Брюссель в панике: Китай скупает Восточную Европу (ФОТО)
На встрече с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером президент США Дональд Трамп предложил европейцам полностью отказаться от пошлин, субсидий и торговых барьеров.
Одна из причин такого великодушия — решительное продвижение Китая на европейский рынок.
Пекин приобретает на континенте ключевые объекты инфраструктуры и настолько активно инвестирует в Восточную Европу, что в Брюсселе бьют тревогу.
Методично скупают
Предложение президента США носит явно политический характер и сильно отдает популизмом. ЕС не в состоянии его принять. Тем временем Чехия, Венгрия, Греция и некоторые другие страны с большой надеждой смотрят на Китай.
Один из основных результатов саммита «16+1», состоявшегося в Софии, — соглашение о строительстве железной дороги в Сербии до границы с Венгрией протяженностью 350 километров. В результате время в пути от Белграда до Будапешта сократится до двух часов.
Предполагаемые инвестиции — 3,8 миллиарда долларов.
Проблема в том, что это часть китайского суперпроекта «Один пояс — один путь», и в Брюсселе не могут скрыть настороженность: Еврокомиссия пока не одобрила венгерский участок дороги.
«В политических кругах Германии и других западноевропейских государств растет обеспокоенность тем, что Китай последовательно приобретает все больше стратегических инфраструктурных объектов», — отмечает научный директор Германо-российского форума Александр Рар.
Читайте также: Россия и Китай нащупали нашу ахиллесову пяту: паника в прессе США
Действительно, в последние годы КНР стала собственником или совладельцем целого ряда морских портов в Греции, Испании, Бельгии, Нидерландах, Германии.
А также аэропортов, энергосистем, крупных промышленных и агропромышленных предприятий.
К примеру, в прошлом году китайская корпорация ChenChina приобрела за 43 миллиарда евро швейцарский агрохолдинг Syngenta. В Берлине понимают, что Пекин таким образом открывает себе доступ к передовым западным технологиям.
За шесть лет объем прямых китайских инвестиций в европейскую экономику вырос почти в 22 раза — с 1,6 миллиарда евро до 35 миллиардов. Брюссель в прошлом году ужесточил требования к инвестициям из Китая, и этот показатель снизился на 12 процентов.
Читайте также: В Израиле рассказали об ответе России на сбитый в Сирии Су-22
Но только за счет западных стран: торговый оборот КНР с государствами Центральной и Восточной Европы увеличился за тот же период почти на четверть.
Страх перед китайским драконом
«Завоевание Европы» Китаем вызывает разные эмоции в западной прессе — от панических до восторженных. Одни пугают «экспансией Пекина», другие выражают надежду на развитие экономики и увеличение числа рабочих мест.
Истина, как всегда, где-то посередине, утверждает экс-премьер Словакии Ян Чарногурски.
«Чаще всего медийные кампании вокруг китайских инвестиций — следствие каких-нибудь внутренних политических дрязг. Например, мощная атака чешских СМИ на укрепление китайско-чешских отношений на самом деле была направлена исключительно против президента Милоша Земана», — говорит политик.
В последнее время Чехия с Китаем заметно сблизились. Настолько, что на улицах чешских городов можно увидеть плакаты, рекламирующие не только китайскую продукцию, но и валюту — юань.
«Приходя в ту или иную страну, китайский бизнес решает прежде всего собственные задачи. На строительстве инфраструктурных объектов, на предприятиях стремятся задействовать в первую очередь граждан Китая», — утверждает венгерский политолог Габор Штир.
По словам профессора Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексея Маслова, Китай в Европе не столько открывает новые производства, сколько поглощает имеющиеся.
Новые рабочие места китайские компании все же создают, хотя и не в тех объемах, на которые порой рассчитывают местные политики. Восточная Европа привлекает китайских инвесторов еще и тем, что там хватает квалифицированной рабочей силы, а зарплаты относительно низкие.
Деньги против принципов
Китай идет с инвестициями на восток Европы, потому что они там востребованы. А Запад с некоторых пор не стремится наращивать вложения в «бедных родственников».
Читайте также: В футбольном мяче, который Путин подарил Трампу, есть чип, — Bloomberg
Более того, всерьез обсуждается концепция «Европы двух скоростей», отделяющая благополучные страны от менее успешных соседей. Есть и еще один фактор.
«В Восточной Европе самый низкий уровень скриннинга — то есть проверки источников инвестиций. Кое-где его вообще нет. А в западных странах скриннинг весьма тщательный», — поясняет Алексей Маслов.
При этом принципы ведения бизнеса, с которыми Пекин приходит в Европу, существенно отличаются от тех, что приняты в Евросоюзе.
Вольное отношение к правам на интеллектуальную собственность, допустимость копирования любых промышленных образцов, закрытость для западных инвестиций самого Китая — лишь некоторые из проблем. Наиболее ревностным хранителем европейских бизнес-ценностей выступает Германия.
«Вопрос лишь в том, что окажется сильнее: принципы или деньги. Похоже, все-таки деньги, поскольку сейчас, когда многие страны отказываются от идей глобализма ради национальных интересов, какие-то общие принципы сами собой отходят на второй план, уступая место прагматизму», — считает Александр Рар.
Чем пахнут юани?
В начале июня Эммануэль Макрон резко выступил против «закона джунглей» в международных экономических отношениях, имея в виду главным образом инвестиционную активность КНР в Европе.
Президент Франции предложил ужесточить контроль за крупными иностранными вложениями в страны Евросоюза. Его поддержали в Берлине.
При этом сам Макрон полгода назад заключил с Пекином целый ряд крупных торговых соглашений. В частности, договорился о производстве для Китая 184 аэробусов А320 стоимостью 18 миллиардов евро. Выступая на китайской земле, он призывал КНР и ЕС отказаться от политики протекционизма и шире распахнуть двери для взаимного экономического обмена.
Слова словами, но Китай делает свое дело и настойчиво осваивает европейский рынок. Этому способствует целый ряд обстоятельств, среди которых не на последнем месте торговая война, развязанная США как с КНР, так и с Европой.
На руку Пекину и ослабление европейского единства из-за миграционной проблемы, и давние противоречия между бедными и богатыми странами Старого Света.
Сопротивление, которое Запад пытается оказывать натиску бурно растущей китайской экономики, скорее всего, временное: даже если китайские деньги пахнут как-то не так, это все равно деньги. А они нужны богатым не меньше, чем бедным.
Читайте также: Госдеп США выпустил «Крымскую декларацию»
Владимир Ардаев
Источник - Русская весна