Двенадцать причин приехать в Донецк. Часть I (ФОТО)
В этом году Донецку, который вот уже четыре года на слуху у всего мира, исполняется 149 лет. За годы своего существования он носил разные имена — Юзовка, по имени отца-основателя города, Троцк (версия с Троцком так не нашла своего документального подтверждения, но активно звучит на уровне городских легенд) и Сталино
Донецк в чём-то заложник стереотипов, имиджа, прилагательное «донецкие» в разные времена звучало то гордо, то уничижительно. Какой же он на самом деле, этот воюющий пятое лето подряд стальной град на реке Кальмиус? Промышленная столица Украины, родина легендарного ФК «Шахтёр», колыбель региолекта. В чём его сила, откуда он черпает мужество и почему так упорно сражается за право быть включённым в русское культурное пространство?
Я решила написать эту подробную статью для тех, кто ни разу не был в Донецке и вынужден судить о наших буднях по отрывочным сведениям, получаемым через современные СМИ, которые, взяв высокий военный градус, пишут об обстрелах, но забывают при этом рассказать о жизни в самом городе. Конечно, лучше один раз увидеть, чем прочесть, но сегодня я буду вашими глазами!
1. «И у каждого в городе оставалась мать, в городе миллиона прекрасных роз».
Донецк называли и продолжают называть городом миллиона роз. Первый секретарь донецкого обкома партии Владимир Дегтярёв (с 1964 года по 1976 год) был неравнодушен к этим цветам и по его приказу в городе высадили миллион кустов роз — по количеству жителей.
И сейчас первое, с чем сталкивается приезжий в Донецке, это розы. Всевозможные розы самых разных сортов, огромное количество цветов и расцветок, высокие и низкие, крупные и совсем миниатюрные, приводящие в восторг своею красотой и невероятным ароматом. Розы начинают цвести весною и отцветают только ближе к осени, ранние и поздние сорта роз высажены таким образом, что создаётся впечатление, что город всё лето в цвету.
РИА Новости, И. Бруй
Вечером, когда наконец спадает жара, и цветы начинают пахнуть интенсивней, чем днём, по бульвару Пушкина стелется аромат донецких роз. Это удивительный запах, он не похож на запах синтетической розовой воды, которой так любят сбрызгивать кожу красавицы, в нём меньше резкости и больше травяных нот.
Золотой век донецких роз пришёлся на 80-е годы прошлого века. Именно тогда розы высаживали абсолютно везде, а не только на клумбах, которые специально для этого предназначены. В любом дворе цвели и пахли розы, любой клочок земли использовался под цветы, розы встречались в самых неожиданных местах. Розы, с лёгкой руки Владимира Дегтярёва ставшие символом современного Донецка, и сегодня в миллионном количестве украшают город угля и стали. Это обстоятельство приводит приезжих в восторг, они с трудом соотносят в голове шахты, войну и прекрасные цветы.
2. Страна Террикония
Терриконы — конусообразные отвалы пустой породы, поднятой из недр при добыче угля, располагаются при шахтах. Средняя высота от 55 до 80 метров. Слово происходит от двух французских слов «Terri», означающего «отвал породы» и «Conique» — «конический». Изначально это слово так и произносили: «терриконик», но позже окончание, принятое за ласкательный суффикс, исчезло. В Донецке их более ста: от огромных до маленьких, от лысых до густо поросших деревьями, от конусообразных до плосковершинных, от старых, порыжевших от внутренней температуры, до новых серых.
Как их только ни называют — степные исполины, рукотворные горы, величественные холмы. Для коренных жителей терриконы — явление обыденное, для приезжих — диковинное. Терриконам Донецка дают имена, о них сочиняют стихи и слагают песни.
Дончане вряд ли способны представить панораму города без этих рукотворных гор. Самый высокий донецкий террикон принадлежит шахте имени Челюскинцев, имеет уникальную трёхглавую форму и достигает в высоту 110 метров.
Терриконы располагаются, как в черте города, так и за её пределами, если подсчитать все, даже маленькие «дворовые», то наберётся около 140. Несколько лет назад проводился опрос «Нужны ли Донецку терриконы?» Чуть более половины опрашиваемых ответили, что нужны именно в первозданном виде, тридцать процентов участвовавших в анкетировании выбрали пункт «Нужны, но их надо озеленять», остальные высказались за рекультивацию.
Донецкие терриконы имеют свою историю и многие из них стали достопримечательностями города. Один из знаменитых терриконов прошлого — террикон рядом со старым стадионом ФК «Шахтёр» в парке имени Щербакова. Болельщики, если у них не было денег на билет, часто рассаживались просто на терриконе и с его вершины наблюдали за игрой любимой команды.
В Черногвардейском районе высится террикон, напоминающий своим видом коровьи рога. Городская легенда гласит, что в этой «шахтёрской горке» сидит корова Доброго Шубина. Добрый Шубин — персонаж шахтёрского фольклора на Донбассе, горняцкий дух, похожий на гнома, «хозяин шахты» и покровитель шахтёров.
На вершине Евдокиевского террикона шахты номер семнадцать в 70-е годы прошлого века умельцами был поставлен железный олень. Поставлен просто так, для красоты. И действительно, когда проезжаешь мимо этого террикона вечером, в лучах закатного солнца кажется, что олень вовсе не железный, а волшебный сказочный, состоящий из золотых солнечных лучей.
3. «Ничто так не ласкает слух, как „шо“…»
Удивителен говор дончан, филологи величают его региолектом, местные просто называют скрежетливым словом «суржик». Исторически так сложилось, что промышленный регион Украины говорил на русском языке. Он был выбран в качестве общего знаменателя для нашей многонациональной местности.
Естественный выбор в пользу русского был связан с тем, что промышленность было легче развивать именно в русском языковом поле, да и сами инженеры были преимущественно из России, в то время, как сельскохозяйственные области Украины традиционно тяготели к украинскому языку.
На «суржике», которому в большей степени характерна украинская грамматика, но русско-украинская лексика, говорят многие деревни и сёла Донецкой области, сам же промышленный центр говорит в основном на русском языке с единичными вкраплениями украинизмов: ставок (пруд), скибка (долька), друшляк (дуршлаг) и т. д.
Донецкой речи характерны: фрикативный «г», звук, доставшийся в наследство от украинского языка, особое «аканье», «шо» вместо «что». В Донецке и окрестностях отсутствует редукция. Всем известен говор москвичей, в котором сокращаются гласные в устной речи, так от Москвы остаётся почти «Мсква», на Донбассе Москва звучит, как «Масква». Помимо очевидных украинизмов региолект Донецка включает в себя слова, связанные с профессиональной шахтёрской деятельностью. Тормозок (еда, которую берут для перекуса во время работы под землёй), коногонка (переносной фонарик, крепящийся к шахтёрской каске), копытные (раньше — оплата времени, когда шахтёр от клети идёт к месту выработки, а сейчас — сдача, которую оставляет себе гонец), киндейка (сарайчик для инструментов), кайбаш (небольшой склад) и т. д.
В систему донецкого региолекта включено более 600 слов, отличающихся от литературного стандарта, и несколько особых морфологических конструкций. В Донецке «говорят за кого-то», а не о ком-то, «скучают за кем-то», а не по кому-то, «смеются с кого-то», а не над кем-то. Есть слова, которые давно стали визитной карточкой региона и особым маркёром, по которым дончане узнают своих. Пайта (свитер), тремпель (плечики), брасматик (тушь для ресниц), досточка (дощечка) и т. д.
4. «Насыпь мне борща!» или дело синеньких
Продолжая тему говора и, переходя к новому пункту, гастрономическому, хочется сказать, что донецкие хозяйки варят не просто гениальный борщ, но ещё и такой, который надо не наливать, а именно «насыпать ополоником». Вообще, донецкая культура питания невероятно разнообразна. Это касается и домашней стряпни, и ресторанной. Появившаяся на стыке, вобравшая в себя лучшее из украинской и русской кухонь: от знаменитого борща, в котором стоит ложка, до сибирских пельменей. Донецкие хозяйки умеют и любят готовить, во многих семьях настоящий культ еды. Это относится не только к праздничным дням, но и к будням.
Донецкие женщины умеют готовить абсолютно всё, они накрывают столы невероятной красоты, уделяя внимание не только вкусу блюд, но и внешнему виду, особенно это касается кондитерских изделий. Особняком стоит «закупорка», у каждой уважающей себя хозяйки есть свой собственный (доставшийся от мамы или бабушки) рецепт солёных огурчиков, помидорчиков и прочих овощей, а также несколько способов варить варенье не только из традиционных ягод, а и из продуктов, которые на первый взгляд не совсем предназначены для этого. Если вам, дорогой читатель, посчастливится попасть в гости к донецкой семье, голодным вас точно не отпустят. Дончане хлебосольны и щедры, для них дело чести — накормить гостя, произвести на него впечатление, даже в ущерб себе.
Особого внимания заслуживает донецкая чайная церемония. Мне кажется, это нам досталось от основателя города Джона Юза, чисто английская традиция пить чай на новый донецкий лад. Чаепитие в Донецке — это не просто похлебать пустенького чайку на кухне, это театральное действо, во время которого хозяйка мечет на стол варенья, плюшки, халву, сухарики, тортики, пирожные и прочие высококалорийности. Донецкий чай — это самый настоящий полноценный приём пищи, а не дополнение к обеду или ужину.
РИА Новости, А. Усанов
В городе много заведений общественного питания, если сравнивать цены с московскими, то можно отметить, что средний чек в среднем кафе где-то в 5–6 раз меньше, чем в столице в аналогичных по уровню местах.
Блюда, которые можно назвать исключительно донецкими: котлета по-донбасски, донецкий салат из скумбрии, солёные синенькие по-донецки (они же баклажаны), донецкий борщ, его можно было бы считать традиционным, если бы не одно, но — в приготовлении используются килька или бычки в томате.
Вот первые четыре причины, по которым следует посетить наш шахтёрский край. Увидеть своими глазами город миллиона роз и его величественные рукотворные горы, услышать музыку донецкой речи и отведать местной пищи, полюбоваться на самых красивых женщин и узнать секрет пальмы Мерцалова, но это я уже забегаю вперёд во вторую часть этой статьи про Донецк.
Читайте также: Трамп допустил признание Крыма российским
Анна Ревякина, Украина.ру
Источник - Русская весна