Новость из категории: Фоторепортаж

Штурм Мосула. 13.01.2017, — Colonel Cassad (ФОТО)

Штурм Мосула. 13.01.2017, — Colonel Cassad (ФОТО)
РОЖИН Борис

Силовые структуры Ирака вот уже 89 дней (с 17 октября прошлого года) проводят широкомасштабную операцию под названием «Найнава мы Идем!».
Сопротивление боевиков оказалось сильнее, чем предполагалось до начала операции.
Правило «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить» сработало, как и везде.
Штурм Мосула. 13.01.2017, — Colonel Cassad (ФОТО)

Особенно неприятным сюрпризом стало массовое применение террористов-смертников на заминированных автомобилях. Уже к 1 декабря правительственные войска заявили об уничтожении в ходе операции 632 заминированных автомобилей. При этом если на подступах к городу, на открытой местности для борьбы со смертниками успешно использовались танки и ПТУР «Корнет», поражавшие большую часть автомобилей, прежде чем они успевали приблизиться, то в городе внезапно появлявшиеся из прилегающих маленьких улочек «машины-камикадзе» стали настоящим кошмаром для солдат наступающих войск.
Стоит отметить, что против иракской армии и Пешмерги Халифат применил больше смертников, нежели чем против САА, ССА, турецкой армии и SDF/YPG вместе взятых. К началу декабря наступающие войска стали выдыхаться. В юго-восточных районах Мосула наступление закончилось 9 декабря, после болезненного поражения подразделений 9 танковой дивизии Ирака, попавших в ловушку в госпитале Аc-Салям.
В восточных районах города подразделения Аппарата противодействия терроризму (известны под популярным названием «Золотая дивизия») смогли «зачистить» еще несколько небольших городских кварталов, но после 12 декабря и они прекратили дальнейшее продвижение, продолжая отбивать атаки боевиков.На северных подступах к городу 16 пехотная дивизия прекратила наступление еще 3 декабря завершив «зачистку» нескольких близлежащих деревень.
На южных подступах Федеральная полиция остановилась на окраинах военного городка Аль-Газлани и Мосульского аэропорта еще в конце ноября. Впрочем, планов штурмовать город с этого направления видимо и не было. Западнее Мосула подразделения иракского народного ополчения «Аль-Хашд Аш-Шааби», фактически ставшие аналогом иранского Корпуса Стражей Исламской революции, 12-13 декабря установили контроль над дорогой Таль-Абта — Таль-Афар и также остановились, закрепляясь на занятых территориях.
Штурм Мосула. 13.01.2017, — Colonel Cassad (ФОТО)

Атаки смертников и авиаудары в Ираке с 17 октября по 31 декабря
Штурм Мосула. 13.01.2017, — Colonel Cassad (ФОТО)

Среднесуточная интенсивность авиаударов и атак смертников
Участие Международной коалиции в операции, ограничивающейся нанесением воздушных ударов и артиллерийской поддержкой силами всего трех артиллерийских батарей (по одной от сухопутных войск и морской пехоты США и одной – Франции) и одной реактивной батареи (РСЗО HIMARS) – не смогли нанести достаточную степень поражения отрядам «Исламского государства» (структура запрещена в РФ – ред.), скрывающиеся в домах мирных жителей и в сети подготовленных подземных тоннелей.
Таким образом, к 13 декабря наступление окончательно остановилось. К этому времени потери силовых структур Ирака составили до двух тысяч человек (из них не менее 400 – погибшими). Было освобождено 28 районов города Мосул, около 300 сел и деревень на 5400 квадратных километрах. В «Мосульском котле» блокировано около 4-5 тысяч боевиков. 96 тысяч мирных жителей стали беженцами, до 4 тысяч человек – погибло, как в ходе боевых действий, так и казненных боевиками, около 8 тысяч получили ранения. Войскам требовался отдых, штабам – время на осмысление сложившейся обстановки, выработку и принятие новых решений.
Стоит отметить, что основная тяжесть операции по освобождению Мосула легла на иракские войска и полицейские формирования. Части «Аш-Шааби» в основном ведут операции к востоку от города, Пешмерга активного участия в штурме городских кварталов не принимает, так же как и не проводит активных операций к северу от дороги Мосул-Таль-Афар.
Штурм Мосула. 13.01.2017, — Colonel Cassad (ФОТО)

БМПЛ Халифата приспособленным для сбоса небольших бомб
Для возобновления наступления иракское командование провело перегруппировку войск. В восточную часть Мосула была переброшена с северного направления одна из бригад 16 пехотной дивизии и из центральной части Ирака – 43 пехотная бригада 11 пехотной дивизии. В юго-восточную часть города, для усиления 9 танковой дивизии прибыло несколько бригад Федеральной полиции Ирака (аналог российских внутренних войск) и несколько небольших отрядов ополчения.
Непосредственно перед возобновлением штурма города авиация международной коалиции наконец-то смогла уничтожить последнюю переправу через реку Тигр, связывающую восточную и западную часть города, тем самым серьезно затруднив возможности командования боевиков маневрировать имеющимися резервами. ВВС Ирака за день до начала боев разбросала над городом листовки с обращениями к жителям города.
С 07.00 29 декабря правительственные войска при поддержке авиации и артиллерии международной коалиции перешли в наступление одновременно на трех направлениях – на севере, востоке и юго-востоке города. На северном направлении две бригады 16-й пехотной дивизии, усиленные бригадой 15-й пехотной дивизии смогли освободить пригороды Ас-Сада и Тувейла и к 5 января наконец-то смогли войти в город, освободили район Хэй аль-Хабда и начали бои за территорию Мосульского университета.
В восточных районах города подразделения Аппарата противодействия терроризма действуя одновременно по двум направлениям освободили девять районов города, форсировали небольшую речушку Хаср – приток реки Тигр и смогли достичь побережья реки Тигр в районе «4-го моста», тем самым полностью отрезав, пока остающиеся под контролем террористов, юго-восточные районы города.
В юго-восточных районах города Федеральная полиция и подразделения 9-й танковой дивизии освободили десять районов, в том числе смогли вновь овладеть госпиталем Ас-Салям.
К 10 января за вторую фазу операции освобождено 20 районов города. Количество беженцев возросло до 136 тысяч человек. Сведения о потерях обе стороны – о своих скрывают, об оппонентах – преувеличивают в разы. Бои в городе продолжаются. Боевики продолжают оказывать ожесточенное сопротивление, широко используя заминированные автомобили, эффективного «лекарства» против которых так, и не выработано.
Всего за время боев в городе к 10 января боевики применили 231 машину под управлением смертников. Руководство «Исламского государства» рассчитывает «дорого продать» восточную часть Мосула, но видимо уже не предполагает его удержать – при приближении правительственных войск мосты через реку Тигр взрываются и окончательно выводятся из строя (уже взорваны «5-й мост» и «Старый железный мост»). Резервы террористов не безграничны и очевидно без подпитки извне подходят к концу.
К 13 явнаря иракские подразделения овладели большей часть района, где расположен университет Мосула и продолжили продвигаться вдоль берега реки с юго-востока, постепенно очищая прилегающие кварталы от боевиков. С учетом того, что сообщение через реку затруднено разрушением мостов и работой авиации международной коалиции, оборона боевиков в восточной части города находится на грани развала. Атаки смертников и действия снайперов могут лишь замедлять, но не останавливают продвижение иракских войск.
Иракское руководство рассчитывает, что освобождение восточной части Мосула может быть завершено уже скоро – в течение одной-двух недель. Освобождение же западной части Мосула и всей территории провинции Найнавы предполагается провести за три-четыре месяца. В прочем правило про «Гладко было на бумаге…» наверняка способно внести коррективы в эти планы. Бои за западную часть Мосула обещают быть не менее жестокими. Если восточная часть города строилась в основном уже в XX-м веке, то в западной части города имеется еще и «старый город», состоящий из узких извилистых улочек, благоприятных для ведения обороны.
В целом, несмотра на то, что оптимистические ожидания американского и ираского командования середины осени очевидно не оправдались. а в оценках начала декабря сквозил неприкрытый пессимизм, операция по освобождению Мосула развивается достаточно успешно и боевики неуклонно теряют там свои позиции. Быстрого освобождения конечно не получилось, но методичное давление на Халифат постепенно приносит свои плоды и вакханалия смертников на улицах Мосула скорее походит на массовые атаки японских камикадзе во время битвы за Окинаву, нежели на средство достижения военной победы.
С политической точки зрения, освобождение Мосула должно укрепить позиции иракского правительства и дать возможность новой администрации Белого Дома продемонстрировать осязаемые результаты войны против Халифата. Для Исламского Государства потеря Мосуле будет являться одним из крупнейших поражений в идущей войне и оно очевидно нанесет серьезный удар по структуре Халифата и его военно-политическому престижу на Ближнем Востоке.
Источник


Источник - Русская весна (rusnext.ru)

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости