Коктейли Молотова ХХI века: мощь современных российских огнеметов (ФОТО, ВИДЕО)
Прообразом огнемета можно считать знаменитый «греческий огонь» — древнее оружие, при помощи которого византийцы поджигали суда неприятеля в морских сражениях. Установка представляла собой медную трубу, через которую извергалась жидкая смесь, а в качестве выталкивающей силы использовались мехи наподобие кузнечных, пишет ТК «Звезда».
В начале XVIII века русский инженер Василий Корчмин вооружил наши корабли сконструированными им огнеметными трубами, а также разработал наставление для их применения.
Нынешние огнеметы по своему принципу действия далеки не только от тех примитивных устройств, но и даже от недавних образцов этого оружия. У современного огнеметчика давно нет за спиной баллонов с горючей смесью, нет раструба, из которого необходимо «поливать» пламенем позиции врага. Современные огнеметы работают по иному принципу, когда огонь «доставляется» одним выстрелом на сотни и даже тысячи метров.
О том, как сегодня выглядит это грозное боевое оружие, каков «эффект» от его применения и каким огнеметным системам, состоящим на вооружении в российской армии, нет равных в мире, расскажет журналист Алексей Егоров.
«Шмель» и его «жало»
В период боевых действий в Афганистане советским солдатам доставляло немало неудобств использование обычного ручного противотанкового гранатомета. Вроде мощное оружие, но для поражения огневых точек душманов, устроенных в глинобитных домах и скальных пещерах, оно не подходило. Выстрел РПГ прошивал укрытия насквозь, но врагу не причинял почти никакого вреда. Потребовалось новое оружие. И оно появилось — реактивный пехотный огнемет РПО А, знаменитый «Шмель».
Его «жало» — заряд с особым составом, который в момент попадания боеприпаса в цель подрывается в виде облака. Огонь моментально выжигает все вокруг, в том числе кислород. В итоге на месте взрыва образуется вакуум. В совокупности с созданным избыточным давлением это многократно увеличивает эффект разрушения. Даже укрытые цели выводятся из строя, причем — без пробития преграды. Такой принцип действия называют «термобарическим», когда воздействие происходит одновременно и температурой, и давлением.
По фугасному «эффекту» огнемет калибра 93 мм не уступает 122–152-мм артиллерийским снарядам. В Афганистане «Шмель», состоящий на вооружении солдат Ограниченного континента, наводил на моджахедов настоящий ужас. Этот «огненный демон» уничтожал все живое на расстояние в сотни метров, не случайно душманы прозвали наш РПО А «Шайтан-трубой».
С тех пор реактивный пехотный огнемет претерпел ряд модификаций, стал еще мощнее. Новое слово в применении этого вида оружия — реактивный пехотный огнемет ПДМ. Это глубоко модернизованный РПО А, а «ПДМ» в его аббревиатуре расшифровывается как «Повышенной дальности и могущества».
Несмотря на то, что весит оружие на два с лишним килограмма меньше своего предшественника (8,8 кг против 11), он в два раза мощнее. Сила взрыва усовершенствованного «Шмеля» сравнима с девятью килограммами тротила.
«Коктейль Молотова» XXI века
Современный российский огнемет снабжен многоразовым съемным пусковым механизмом, то есть применять его можно не один раз, постоянно перезаряжая. Входящий в состав устройства пьезоэлемент воспламеняет двигатель, а тот в свою очередь выталкивает боевую капсулу.
Появился этот уникальный боеприпас в подмосковном Сергиевом Посаде, в Федеральном научно-производственном центре «Научно-исследовательский институт прикладной химии». Именно здесь — «родина» термобарического оружия. Предприятие (во всяком случае, его «военная» часть) предельно засекречено. Именно здесь химики создают компоненты будущей взрывчатки.
Даже помещения в институте выполнены по специальным требованиям безопасности: двери — сейфовые, полы — полимерные (для снятия статического электричества), углы — скругленные (для того, чтобы в случае непредумышленного взрыва не возникло концентраций напряжения). Контроль за всеми процессами осуществляется с помощью высокотехнологичных камер, которые в целях безопасности установлены по всей лаборатории.
Если византийцы придумали огнемет, работающий на принципе использования горючей смеси, для морских сражений, то носимые огнеметы для наступательного сухопутного боя изобрели немцы. Их устройство состояло из двух баков с горючкой и сжатым газом, которые размещались в ранце за спиной солдата. Выстрел производился из армированного шланга с брандспойтом: в сторону противника вылетала струя пламени длиной до 30 метров. Горючей смеси хватало на три десятка залпов.
Еще одной «заправкой» для струйных огнеметов стал напалм. Его во время вьетнамской войны использовали американцы, буквально «поливая» им джунгли. Липкая жидкость из загущенного бензина прилипала к любой поверхности, в том числе к человеческой коже, и ее практически невозможно было потушить. Известно, что от такого оружия погибло или пострадало огромное количество мирных вьетнамцев…
В Красной Армии известность получила другая горючая смесь — легендарный «Коктейль Молотова». В его основе — легковоспламеняющаяся жидкость, а также загуститель. Благодаря ему, огонь буквально прилипал к стали танков, проникая в топливные баки и трубопроводы и подрывая их.
Боевой, ударный «Солнцепек»
И все же струйные огнеметы окончательно устарели к 1970-м годам. В Советской Армии прообразом нового оружия стал первый в мире реактивный огнемет РПО «Рысь». Чуть позже на его базе появился и «Шмель». Но это — оружие так сказать «ручного» класса. Между тем, есть в этом виде вооружений куда более мощные образцы. В их числе — тяжелая огнеметная система на платформе танка Т-72 «Солнцепек».
Это оружие не имеет аналогов в мире. Оно использует неуправляемые реактивные снаряды калибром 220 мм и поражает живую силу и легкобронированную технику на дальности от 600 до 6 тысяч метров. Пакет из 24 направляющих, начиненных реактивными снарядами в термобарическом и дымозажигательном снаряжении, смонтирован на поворотной платформе.
Все действия по наведению на цель экипаж (три человека) производит, не выходя из машины. С помощью лазерного дальномера расстояния до цели определяются с точностью до метров. Полученные данные затем автоматически вводятся в баллистический вычислитель, автоматическим датчиком фиксируется и угол наклона пакета направляющих.
ТОСы российского производства использовали сирийские военные против боевиков ИГИЛ*. От этого оружия не укрыться ни в горах, ни в пещерах. Площадь поражения, которую может покрывать этот «монстр», доходит до 40 тысяч квадратных метров. Первое боевое применение ТОС (правда, предыдущей модификации, носившей имя «Буратино») состоялось еще в 1980-х годах в Афганистане.
Известно, что две таких установки были задействованы в ходе операции советских войск в Чарикарской долине и на Южном Саланге. Применение термобарических боеприпасов повышенной мощности вызвало тогда настоящую панику в стане моджахедов. Дело в том, что горах действие взрывной смеси значительно усиливалось из-за наложения ударных волн, отраженных от скал.
ТОСы были применены и в ходе второй чеченской кампании — в боях за село Комсомольское в марте 2000 года, где засели боевики Руслана Гелаева. Бывший командующий группировкой российских войск в Чечне генерал-полковник Геннадий Трошев в своих воспоминаниях позже отмечал: «Высокая точность и большая эффективность стрельбы этой системы позволяли достичь результатов там, где другие огневые средства оказывались бессильны».
Дмитрий Сергеев
* Запрещенная в РФ террористическая организация.
Источник - Русская весна