«Это война, уё…!» — Польшу сотрясают многомиллионные протесты под матерным девизом (ФОТО)
Несмотря на ужесточение карантинных мер, Польша уже почти неделю охвачена многомиллионными протестами с блокадами улиц.
Поводом стал принятый закон о практически полном запрете абортов, в том числе по медицинским показаниям, но митинги переросли в массовый антиправительственный и антицерковный бунт с тенденцией к эскалации, к которому присоединяются и другие недовольные.
Полиция применяет против протестующих слезоточивый газ и повсеместно жестко разгоняет акции.
В среду, 28 октября, в Варшаве фермеры планируют перекрыть трассы тракторами, у них свои заботы — новый закон о защите животных, который сейчас рассматривается в парламенте страны и который, как опасаются они, отнимет рентабельность у животноводства. В среду же многие грозятся в знак протеста не выйти на работу.
Также на улицы выходят таксисты и рестораторы, недовольные почти полным локдауном, который на днях объявили в Польше.
«Протесты очень смешанные, хаотичные, выходят по разным причинам. Многие еще озлоблены из-за повторного карантина, и все эти локдауны и запреты абортов считают вмешательством в частную жизнь со стороны государства. А в Кракове на митинге против запрета абортов еще и поддерживали Беларусь. Народ завелся, некоторые видят в этом попытку реванша оппозиционных сил», — рассказал украинскому изданию «Страна» польский журналист Марчин Ковальчик.
Девизом протестного движения стал «Это война» и нецензурное «Wypierdalac!», что в переводе значит «Уе@ывайте!», адресованный правящей консервативной партии «Право и справедливость» во главе с Ярославом Качиньским, негласным лидером страны.
В оппозиционной среде, кстати, дискутируют, этично ли использовать нецензурную лексику как главный лозунг демонстраций. Но, как говорят сами протестующие, их «прорвало». Также недовольные прозвали Польшу «первым халифатом Европы» и негодуют, что страна «погружается в средневековье».
Забастовщики помимо перекрытия дорог атакуют храмы и срывают службы в костелах католической церкви, очень влиятельной в стране (закон был принят по инициативе правящей партии и церкви).
Некоторые называют цели костела иезуитскими, обвиняя его в том, что они рассчитывают на получение выгоды за счет пожертвований от родителей тяжело больных детей, которым не позволили аборт, и дотаций от государства за пожизненный уход за теми, кого оставят в роддоме.
Власти уже отреагировали на протесты.
27 октября вечером Качиньский выступил с обращением к народу, в котором назвал протестующих «преступниками», ссылаясь на нарушение противоэпидемических правил, призвал защищать церкви, родителей оградить детей от «тлетворного влияния нигилизма и экспрессии протестующих.
«Эта атака на церковь — это то наступление, которое должно уничтожить Польшу, привести к триумфу сил, власть которых закончит историю польского народа, как мы его до этого понимали», — сказал Качиньский.
«Оптимистичные комментарии из соцсетей: это так Качиньский, который всегда хотел быть Пилсудским, а стал Ярузельским, таким образом хочет отвлечь внимание от все больших косяков власти в борьбе с Ковидом. Пессимистичные комментарии: это прямой призыв к гражданской войне, мы или они. Уступок не будет», — пишет на своей странице в Facebook живущая в Польше журналистка Елена Бабакова.
Польша восстала — и не только против запрета абортов
Тем временем власти с 28 октября еще больше усиливают карантин (об этом чуть ниже) и вводят на улицы военные патрули. В Польше это восприняли в штыки, посчитав, что настоящей причиной ужесточения карантина стали протесты, а не коронавирус.
«Это уже военное положение или нужно дождаться, пока Качиньский наденет военную форму и тёмные очки?» — пишет в Facebook украинский журналист, который живет в Польше, Олег Хавич. «Темные очки» — это намек на правителя коммунистической Польши генерала Ярузельского, который ввел в начале 80-х годов чрезвычайное положение в стране на фоне протестов движения «Солидарность».
В названии города Варшава протестующие обыграли слов war (в переводе с английского — война)
В экспертной среде не исключают усиления протестов и перерастания их в стычку между польскими правыми консерваторами и леваками.
«Польский протест последних дней вообще не похож на восточноевропейские революции достоинства последних лет. Это чисто Париж 1968 год (социальный кризис во Франции, начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся d массовые беспорядки — прим.ред.)», — пишет Бабакова.
В комментариях под постом напоминают, что парижский протест был марксистским.
Протесты совпали с ужесточением ограничений из-за коронавируса, которые вступили в силу с минувшей субботы, 23 октября, когда вся Польша вошла в «красную зону».
В стране закрыли рестораны, оставив только еду на вынос и доставку, санатории, а учеников школ, начиная с 4-го класса, перевели на дистанционное обучение.
Дети до 16 лет днем смогут выходить из дома только под присмотром родителей, а сборы более пяти человек запретили.
Власти Польши не исключают полного локдауна.
Частичный карантин уже повлиял на украинских заробитчан, которые снова жалуются на потерю работы.
«Только устроился снова в ресторан, как его закрыли. Весной меня уже уволили из другого кафе из-за карантина, не рассчитались до конца. Пришлось вернуться домой, но потом снова приехал в Польшу, дома вообще никакой работы нет», — рассказал нам житель Львовщины Олег Маслюк.
В других сферах тоже начались сокращения зарплат.
«Летом собирала урожай, но сезонная работа закончилась, устроилась на завод по упаковке и сортировке, но нам сказали, что ставки урежут на 20% из-за нового карантина, хотя как нас касается закрытие ресторанов, неясно. Просто „отмазка“, чтобы меньше платить. Теперь буду получать 14 тысяч гривен на наши деньги, а не 20 тысяч, как раньше», — призналась «Стране» Галина Стахурская, которая трудится под Краковом.
Читайте также: В Славянске общественная деятельница попала в «котёл» за разговор на «мове» (ВИДЕО)
Александра Харченко
Источник - Русская весна