Российские компании готовятся к активному освоению Арктики (ФОТО)
Российские компании готовятся к активному освоению Арктики, это хорошо показал форум «Арктика. Настоящее и будущее», который прошел в Санкт-Петербурге в первой половине декабря 2018 года.
Причем осваивать и внедрять инновационные разработки требуют не только интересы бизнеса, но и санкционная политика Запада в отношении России и российских предприятий, которая действует почти 5 лет.
Чтобы освоение Арктики не остановилось, российские компании начали участвовать в импортозамещении. Если многое раньше приходилось закупать на Западе, то теперь нужное мы стараемся производить сами. Всё это «Русская весна» увидела на арктическом форуме в Питере.
О некоторых интересных разработках мы и расскажем в этой статье.
«БАЗ» для Арктики лучше, чем «Урал» и «КАМАЗ»
Представитель «Брянского автомобильного завода», компании которая производит колесные шасси и тягачи высокой проходимости грузоподъемностью от 14 до 40 тонн, рассказала «Русской весне», нужность разработок их предприятия для арктических территорий Российской Федерации.
«Машина, макет которой сейчас находится перед вами, называется „БАЗ — 69092“. Её главное достоинство и нужность для Арктики в высокой проходимости, и в большой грузоподъемности.
В выпуске этих образцов мы ориентируемся на заказчика. Наши мощности позволяют за определенное время выпустить 200 штук и даже больше, если будет соответствующий заказ.
Мы уже провели испытание в Якутии, когда там были паводки, вместе с Российским союзом спасателей. „БАЗ — 69092“ может проехать туда, где „Урал“ и „КАМАЗ“ застрянут. Наша машина нужна для перевозки грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера. И во время испытаний мы продемонстрировали, что мы это можем: „БАЗ — 69092“ смог привезти груз по назначению.
Почему у нас все получилось? Потому что у этой машины амортизационная подвеска всех колес. Вот за счет этого и обеспечивается повышенная проходимость. Испытания у нас продолжаются», — говорит представитель «Брянского автомобильного завода».
Информационные сети для Крайнего Севера
Концерн ВКО «Алмаз-Антей» представил на форуме очень интересные разработки.
Например, это программно-аппаратный комплекс GSM, состоящий из базовых станций GSM. С его помощью в Арктике можно организовывать локальные сети операторов GSM.
«Вот это оборудование мобильной связи обеспечивает, как связь общего доступа вам лично, с вашего мобильного телефона, так и связь отдельным специализированным группам. Будь то министерство обороны или МЧС.
При этом есть и открытый сегмент, есть и закрытый сегмент, — разъясняет нужность программно-аппаратного комплекса GSM представитель концерна. — Наши средства хорошо помогают в обеспечении безопасности для закрытых сегментов.
Прежде всего потому, что эти средства российского производства с проверенным программным обеспечением, которое исключает возможность воздействия на них в части безопасности. Просто если разработчик западный, то он знает некоторые пути взаимодействия, что может негативно повлиять на безопасность с помощью программного кода, когда будут подобраны ключи воздействия».
В этом плане, как мы поняли из нашей дельнейшей беседы, уже были прецеденты, когда извне пытались воздействовать. Поэтому безопасность — это не паранойя и не конспирология.
«У нас был случай, правда, не в Арктике, а в Ираке. Наше специальное оборудование помогало в управлении иракской ядерной программой.
До этого в 2010 году было вторжение в эту программу со стороны стороннего лица. Программу автоматики тормознуло напрочь с помощью вируса „Стакснет“. Так вот, наше же оборудование помогает исключить возможность воздействия на подобные программы».
Это оборудование может применяться в комплексе со спутником.
«Представьте себе, что вы находитесь на Новой земле или где-то рядом — на любом полярном архипелаге. Там стоит мачта. На ней подвешены передатчики. Мы накрываем информационным пятном, и все находящиеся в зоне его действия сотрудники, имея мобильные телефоны, могут общаться внутри острова между собой.
В случае, если нам надо пообщаться с материком, то для этого есть станция космической связи, и есть наша станция, которая подключена к базовой станции космической связи. Через космос мы выходим на московский коммутатор, а там на носителей общего пользования. Наша станция — эта классическая станция доступа к сети связи».
Все эти станции могут приобрести операторы мобильной связи. Порядок цифр — от 2 миллионов рублей.
Геодезическое оборудование для Арктики
На форуме был представлен широкий спектр геодезического оборудования, которое может активно применяться в Арктике.
«Вот тут вы видите макет нефтепровода и системы мониторинга инженерных объектов. Эта разработка, может быть, не революционная, но в отечественном производстве первая. В сегодняшних геополитических условиях наши заказчики не могут полагаться на импортное оборудование.
Просто может быть нестабильность поставок из-за введения искусственных ограничений. А наше оборудование разрабатывается в Санкт-Петербурге и там же изготовляется, — рассказывает питерский инженер по имени Константин. — Наша аппаратура устанавливается в пунктах контроля. Мы также устанавливаем датчики, связанные с трубой, которые находятся на поверхности земли. В данной случае речь идет о нефтепроводе. Контроль ведется на основе спутниковой системы ГЛОНАСС.
Если произойдет, например, землетрясение или что-то еще, что переместит трубу в почве, то наше оборудование позволит все это выявить. После получения информации заказчик сможет оперативно прореагировать. Мобильная бригада выезжает на место, проводит визуальный осмотр. Это можно делать, как в автоматическом режиме, а можно и в ручном режиме.
Раз в месяц бригада выезжает к нефтепроводу, становится в определенных точках, снимает показания и сравнивает их с нулевыми показаниями, которые были установлены при прокладке трубы. Мы можем в итоге понять: находится труба на своем месте или куда-то переместилась. Тем самым мы предотвращаем аварии
Сейчас это оборудование у нас устанавливается в Сибири в довольно таких тяжелых условиях — зимы там холодные. При некоторых доработках это оборудование может быть установлено, например, на Таймыре, если там есть электричество и пункты контроля.
Сейчас мы работаем с одной крупной нефтеносной компанией. Если все будет хорошо, то еще наше оборудование будут покупать две нефтеносные компании», — объясняет Константин.
Всё для спасения в Арктике
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры, который существует с 1946 года, на выставке представил мобильную систему для поиска и спасания в арктической зоне.
Она из себя представляет ноутбук и приемную станцию, которая может быть установлена, в том числе и на вездеходе, воздушном судне и судне на воздушной подушке.
Потребителями данной продукции является российская госкорпорация по организации воздушного движения на территории России. Но оборудование поступает и в Ближнее Зарубежье, а также на Кубу.
«Уникальность этого оборудования в том, что оно принимает информацию с транспортных судов либо с самолетов, которые предстоит спасти. Мы в своей работе должны учитывать отрицательную температуру, свойственную для этих широт. Даже если у спасаемого человека есть мобильный телефон, то наше устройство его обнаружит в любом районе Арктики.
Это устройство может запеленговать аварийную радиостанцию с тем, чтобы определить местоположение человека либо потерпевшего аварию транспортного средства», — рассказывает «Русской весне» представитель института.
Еще одно изделие, которое представило на выставке это предприятие, система управления воздушным движением «Синтез». Оно предназначено для местных диспетчерских пунктов и для полетов в арктической зоне.
«Одна из особенностей управления в арктической зоне там нет или почти нет таких источников информации, как радиолокаторы. Поэтому наша система умеет работать, как с источником информации, так и по докладам экипажа о том, как они двигаются».
Арктика — это большой нераскрытый потенциал нефтегазовых месторождений
Группа компаний «Моршельф», стенд которой также был представлен на форуме, занимается строительством газовых сооружений: проектированием, собственно строительством, транспортировкой и их установкой в море.
По мнению Дмитрия Сапова, заместителя генерального директора «Моршельфа», значение Арктики для российской экономики заключается в наличии огромных запасов там углеводородных ресурсов.
«Если вы посмотрите статистику, то увидите, что запасы того, что там есть, превосходит запасы того, что есть на континенте, в десятки раз. Арктика — это большой потенциал нераскрытых нефтегазовых месторождений. Поэтому России надо строить сооружения для разведки и бурения, и для добычи нефти газа.
Все эти конструкции должны быть ледостойкими, изготовленными из специальной ледостойкой стали. Они должны быть технологически приспособлены для этих суровых условиях. Для этого нужны квалифицированные подрядные организации, которые имеют опыт строительства подобных сооружений, транспортировки и установки их в море», — разъясняет Дмитрий.
При этом, по его словам, они должны быть российскими, чтобы не зависеть от внешних факторов и санкционной политики Запада.
«Вы же знаете, что устройство нефтегазовых месторождений является предметом санкций со стороны США. Поэтому все технологии, все оборудование, которое предназначено для работы в этих широтах не может быть предоставлено для российского шельфа», — поясняет сложившуюся непростую ситуацию для российского нефтегазового бизнеса господин Сапов.
Однако не все так плохо, во всяком случае, для его компании: «Моршельф» не зависит ни от каких санкций.
«Мы ведь, по сути, строительная организация. Оборудование мы покупаем на открытом рынке либо на российском, либо на зарубежном. Как правило, решение о закупке того или иного оборудования принимает заказчик в соответствии с технологическими особенностями оборудования. Теперь, правда, у заказчика сократилась возможность выбора оборудования.
Российский рынок, правда, еще не успел адаптироваться в контексте импортозамещения, чтобы заместить все то оборудование, которое применяется в нефтегазовых проектах.
Чтобы импортозамещение пошло быстро, нужен рынок, а в России шельфовые проекты есть всего в четырех регионах. При этом в Арктике всего одно действующее месторождение Есть, правда, несколько открытых.
Чтобы полноценно запустить программу импортозамещения, нужен спрос. Его должны формировать российские нефтегазовые компании и соответственно реализовывать ту программу обустройства шельфовых месторождений, которая заявлена на государственном уровне. А это десятки месторождений. Это все капиталоемкие проекты.
Рано или поздно, если в России будет реализована стратегия разработки шельфовой добычи, то Арктика покроется сооружениями для добычи нефти и газа», — не сомневается Дмитрий Сапов.
Читайте также:
Источник - Русская весна