Украинская карусель: как $1,7 млрд банковских кредитов оказались в офшорах
Когда украинская компания Профит подписала в 2014 году контракт с британской фирмой на сумму $48,5 миллиона, она стала частью того, что, по мнению украинской прокуратуры, может быть схемой вывода в офшор $1,7 миллиарда из крупнейшего в стране кредитора.
Используя полученный в ПриватБанке кредит, Профит заплатила 18 августа 2014 года зарегистрированной в Лондоне Trade Point Agro Limited за 24.250 метрических тонн полиэтилентерефталата, полимера, который используется в производстве тканей и пластиковых контейнеров. Это следует из заявления в суд, поданного компанией Профит в ноябре 2014 года в попытке вернуть денежные средства.
Trade Point Agro не смогла доставить товар, несмотря на то, что деньги были ей перечислены на счет в кипрском филиале ПриватБанка. Украинский суд вынес решение в поддержку Профит с требованием к Trade Point Agro вернуть деньги. Trade Point Agro не обжаловала это решение. Однако, согласно материалам открытого Генеральной прокуратурой расследования, деньги не были возвращены.
Сделка между Профит и Trade Point Agro — часть продолжающегося досудебного расследования на предмет того, выводили ли должностные лица ПриватБанка деньги из банка путем кредитования десятков компаний.
Министр финансов Александр Данилюк называл расследование дела ПриватБанка «лакмусовой бумагой» эффективности антикоррупционной борьбы, успех которой жизненно важен для получения Украиной международных кредитов.
В ходе досудебного расследования прокуратура пытается выявить причастных к возможным преступлениям в ПриватБанке. Согласно судебным документам, прокуратура считает, что с мая по сентябрь 2014 года должностные лица ПриватБанка, имена которых не называются, вывели деньги через компании с признаками фиктивных.
Антикоррупционное бюро также расследует, насколько законным было выделение кредитов компаниям, связанным с двумя магнатами, владевшими ПриватБанком до национализации в декабре 2016 года.
Еще никто не был обвинен в совершении правонарушений. В прошлом месяце Высокий суд Лондона заморозил активы Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, бывших мажоритарных акционеров ПриватБанка.
Подконтрольный в настоящее время государству ПриватБанк сообщил, что судебный ордер был выдан на основании предоставленных суду подробных доказательств того, что они вывели из ПриватБанка почти $2 миллиарда через нечестные транзакции.
Коломойский и Боголюбов отрицают правонарушения и говорят, что кредиты были погашены, что банк был платежеспособным во время национализации, которую Коломойский оспаривает в суде. По его словам, национализация связана с политическими мотивами.
Проведенное в 2017 году по заказу Национального банка расследование показало, что ПриватБанк в течение, по крайней мере десятилетия, использовался для отмывания денег и теневых сделок, 95 процентов корпоративных кредитов направлялись компаниям, связанным с бывшими владельцами. Коломойский назвал «бредом» обнародованные в этом месяце результаты расследования.
Генеральный прокурор Юрий Луценко сказал в декабре, что нет «легкого юридического ответа» на вопрос о том, были ли украдены деньги Коломойским или должностными лицами ПриватБанка, и что Коломойский считает, что согласился на национализацию банка под давлением.
«Кто несет ответственность за украденные деньги? Ответ Коломойского: никто не украл деньги», — сказал Луценко.
Читайте также: Твари и мрази! — Ягудин о спортивных чиновниках МОК (ФОТО)
Источник - Русская весна