Как происходит глобальный захват земель новыми колонизаторамми
Большую часть глобального юга, включающую континенты Азии, Африки и Латинской Америки, составляют бывшие колониальные страны. Англия, Бельгия, Португалия, Франция и другие европейские государства боролись там за власть, прибыль и особенно за земли.
Сегодня новые колонизаторы стремятся захватить территории от Бразилии и Нигерии до Эфиопии и Индонезии.
В последнее десятилетие почти 50 млн га земли были сданы в аренду или куплены у отдельных лиц, общин и правительств для крупномасштабного производства биотоплива, продовольствия, промышленных товаров, развития инфраструктуры, туризма, лесных ресурсов и животноводства.
Возьмём, к примеру, Feronia Inc — компанию, базирующуюся в Канаде и находящуюся в собственности финансовых институтов развития различных европейских государств, в том числе Великобритании, Испании и Франции. Feronia контролирует 120 000 гектаров плантаций пальмового масла в Демократической Республике Конго.
Некоторые из стран, которые были когда-то колонизированы, теперь сами стали колонизаторами: Индия и Китай делают огромные инвестиции в Бразилии, Гайане, Индонезии, Камбодже,Эфиопии и других странах.
Огромные территории на красивом побережье национального парка Botum Sakor выделены китайской компании для развития туризма.
Согласно данным Land Matrix, Китай контролирует 258 728 га земель в Камбодже. Китайская компания Union Development Group (UDG) имеет концессионный договор на пользование 45 100 га земельных участков в пределах национального парка Botum Sakor для создания туристического курорта. С благословения Политбюро коммунистической партии Китая, UDG также инвестировала $3,8 млрд в строительство нового глубоководного порта в стране, взяв в аренду 90 километров береговой линии на 99 лет. Аналогичные инвестиции были сделаны в морскую инфраструктуру в Пакистане, Шри-Ланке, Бангладеш, Мьянме, Таиланде и Индонезии. Как известно, Китай стремится увеличить своё стратегическое и коммерческое влияние в Южно-Китайском море и азиатских водах в целом.
Земельные сделки
Земельные сделки осуществляются и часто инициируется государствами, которые соперничают друг с другом, чтобы получить крупные инвестиции. Например, в начале периода экономической либерализации в 1991 году индийские штаты соперничали друг с другом и с соседними государствами, такими как Бангладеш, Вьетнам, Камбоджа, Китай, Малайзия и Шри-Ланка, чтобы получить максимальные возможности для бизнеса. Я взяла интервью у нескольких высокопоставленных государственных чиновников в южном индийском штате Тамилнаду. На условиях анонимности один из них сказал мне: «Компании, как женихи. Если они приносят знаменитый бренд в страну, они предъявляют огромный список требований, основным из которых является земля. В случае с международной автомобильной компанией мы обещали выделить им в короткий срок большие, свободные участки земли. Кроме того, они хотели автомобильный и железнодорожный доступ к портам. Они хотели быть рядом с мегаполисом. Они хотели иметь все виды социальной инфраструктуры, такие как земля для международной школы и спортивных сооружений для семей руководителей… В целом, было 80–90 параметров, связанных с землёй, налоговыми льготами и освобождением от пошлин на воду и электричество».
Его коллега добавил: «Компании стравливают страны друг против друга. Мы пытались привлечь их в наш штат. Они должны были инвестировать $2 млрд, но хотели получить от нас $100 млн. Альтернативой для них были Вьетнам и Гуанчжоу в Китае. В итоге они выбрали Вьетнам».
Он также намекнул, что правительства Индии и стран-конкурентов готовы привлечь иностранные компании наличными деньгами, налоговыми льготами и другими субсидиями, чтобы получить их инвестиции.
Теневые операции
Эти соглашения, как правило, подписываются за пределами конференц-залов. Сделки совершаются в барах, клубах и частных домах, другими словами, в институциональной тени. В Зимбабве ветераны войны могут выступать в качестве посредников, что облегчает совершение сделки о земельных участках на местном уровне. В Камбодже и Вьетнаме земельные инвесторы могут действовать через должностных лиц, чтобы обойти официальные правила. В Индии существует хорошо отлаженная сеть брокеров, агрегаторов и консультантов в качестве посредников между фирмами и правительствами по вопросу земельных приобретений.
Я видела в Индии местные земельные правительственные офисы с шестью или семью сотрудниками, работающими в команде с армией из 50 с лишним посредников, которые сидели прямо на улице и имели лёгкий доступ к должностным лицам в офисе. Эти посредники за отдельную плату изучают документы о праве собственности и истории собственности и работают с чиновниками, чтобы незаконно изменить записи. Они также могут сообщить о том, кто сталкивается с трудностями и будет продавать землю, а кто нет. Они могут работать с земельными агрегаторами крупных компаний, чтобы подобрать крупные, коммерчески жизнеспособные участки земли. В густонаселённой стране с большим давлением на природные ресурсы это имеет серьёзные социальные последствия.
Колониальные и современные коллаборационисты
Власти национального и местного уровня стараются облегчить совершение земельных сделок во имя привлечения капитала. Высокопоставленные чиновники содействуют престижным земельным сделкам частных инвесторов. Это рассматривается как знак чести и заслуга для политиков в избирательной кампании.
Как мы знаем из истории европейского колониализма, захват земли не был бы возможен без коллаборационистов на местах — местные князьки и администраторы поддерживали колониальные проекты. Разрешая передачу власти, они были в состоянии усилить своё влияние. Теперь их место заняли сговорчивые политики, чиновники и посредники различных типов. Таким образом, сегодняшние методы глобального захвата земли во многом соответствуют колониальным временам.
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)