Россия — Египет: прорыв в области энергетического сотрудничества
В начале августа СМИ распространили сообщение о том, что Москва и Каир согласовали контракт на строительство первой атомной электростанции в Египте. «Министр электроэнергетики, — говорится в заявлении официального представителя президента Египта, — ознакомил президента с окончательным вариантом контракта по строительству АЭС „Ад-Дабаа“ (недалеко от Александрии. — А.К.), сообщив ему о согласовании с российской стороной всех подвешенных пунктов».
В текущем году ожидается подписание пакета контрактов по проекту АЭС — комплексного контракта на инжиниринговые, проектные и строительные работы (EPC-контракт), топливного контракта на весь жизненный цикл АЭС, сервисного контракта и контракта на вывод станции из эксплуатации (бэк-энд) после завершения проектного срока ее работы. Общая стоимость контракта на строительство АЭС оценивается в 25 миллиардов долларов и позволяет говорить о том, что это один из самых значительных проектов строительства атомных электростанций в мире. Ранее, 19 ноября 2015 года, Египет и Россия подписали соглашение о выделении российского государственного кредита на строительство АЭС «Ад-Дабаа».
Египетские СМИ оценивают контракт с Росатомом как чрезвычайно выгодный для Египта сразу по нескольким параметрам. Во-первых, всё оборудование для атомной станции будет полностью российского происхождения, что исключает возможность саботажа строительства третьими странами. Во-вторых, Россия не обставляет строительство АЭС никакими политическими условиями. В-третьих, часть комплектующих оборудования станции будет производиться непосредственно в Египте. В-четвёртых, оплачиваться работа российских атомщиков будет уже после ввода станции в эксплуатацию, что исключает какой бы то ни было «долгострой».
Надо сказать, что проект строительства АЭС в Египте вынашивался уже давно, но до дела дошло только тогда, когда к нему подключилась Россия. Впервые идея зародилась в Египте в 1960 году, но строительство было отложено из-за арабо-израильской войны 1967 года.
После прихода к власти в Каире президента Анвара Садата и начала египетско-американского сближения президент США Ричард Никсон пообещали Египту и Израилю построить по АЭС. Затем, однако, выяснилось, что американцы имеют в виду свои постоянные инспекции и фактический контроль над деятельностью предприятия. Египтян это не устроило. В 2006 году правительство АРЕ вновь озаботилось проблемами создания в стране атомной отрасли и поручило экспертизу строительства АЭС австралийской компании Worley Parsons. Последняя долго не могла выбрать место под строительство станции, а когда экспертные работы подошли к концу, на дворе была уже «арабская весна», грянул бунт на площади Тахрир в Каире и у египтян появились совсем иные заботы.
Между тем без атомной энергетики Египет может уже в ближайшие годы столкнуться с нехваткой электроэнергии. До начала 1990-х годов основная часть потребляемой в Египте электроэнергии генерировалась Асуанской ГЭС, построенной при помощи и под руководством советских специалистов. Уникальность этой гидроэлектростанции определяется конструкцией водосбросов с выходом воды не под уровень воды низового канала, а в атмосферу с отбросом струи на расстояние 120–150 метров от здания гидроэлектростанции. Расход воды, выбрасываемой 12 водосбросными отверстиями, достигает 5000 м? в секунду. Энергия потока гасится за счёт подъёма струи на 30 м выше уровня воды нижнего бьефа. Похожая технология была применена в Советском Союзе при строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции.
Долгое время Асуанская ГЭС обеспечивала потребности Египта в электроэнергии. Однако время шло, росло население страны, увеличившееся с 1960-х годов в три раза (сегодня, по оценкам, оно составляет свыше 90 миллионов человек), увеличивались и потребности Египта. Постепенно первое место в генерировании египетской электроэнергии заняли теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на сжигании природного газа. В то же время Египет, постоянно ощущающий дефицит финансовых средств, мог бы, вместо того чтобы сжигать свой газ, направлять его на экспорт.
Необходимость перехода на атомную энергию диктуется ещё одним обстоятельством — обмелением Нила. Уровень воды в этой великой реке катастрофически снижается. Если всё пойдёт так и дальше, эксплуатировать гидроэлектростанции в Египте вскоре станет невозможно.
Проблема нехватки воды в Ниле может ещё больше обостриться после ввода в действие плотины «Ренессанс» в Эфиопии, где находится часть истоков Нила. «Ренессанс» обещает стать самой мощной ГЭС на Африканском континенте с пропускной способностью 74 миллиарда кубометров воды в секунду. И что тогда произойдет с египетской долей в 55 миллиардов кубометров?
Египет, Эфиопия и Судан поручили экспертной группе, состоящей из представителей французских фирм BRL и Artelia, подготовить доклад о возможных последствиях возведения данной ГЭС. Однако, по мнению аналитиков египетской газеты «Аль-Ахрам», независимо от выводов доклада гидроэлектростанция «Ренессанс» уже в 2017 году будет введена в действие.
В марте сего года президенты Египта, Судана и Эфиопии приняли декларацию о совместных действиях по снятию негативных эффектов работы ГЭС «Ренессанс», но по сути этот документ ни к чему Аддис-Абебу не обязывает. По мнению известного египетского дипломата и политика, бывшего руководителя МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи, оптимальным решением было бы обязательство Эфиопии не закрывать плотину в летнее время, когда нильская вода необходима для орошения полей в Египте (85% нильской воды в Египте идёт для орошения полей и 15% для питьевых нужд).
После прихода к власти в Каире президента Абдель Фаттаха ас-Сисси Египет в ряде отношений начал возвращаться к политике арабского национализма, флагманом которой он был в годы правление Гамаля Абдель Насера. Неслучайно советником президента Сисси и даже автором некоторых его речей стал друг и соратник Насера, старейший арабский журналист Мухаммед Хасанейн Хейкаль. (Хейкаль умер совсем недавно, в марте 2016 г., в возрасте 92-х лет).
Надо отметить, что новое руководство Египта заняло конструктивную позицию в отношении Сирии. Каир выступил против немедленного свержения Башара Асада, а в сентябре 2015 года фактически поддержал операцию российских ВКС. В марте 2016 года собравшийся в Каире конгресс умеренной сирийской оппозиции без участия радикальных исламистов поставил задачу выработки модели национального примирения в Сирии. В Ливии президент Абдель Фаттах Сисси поддержал светское правительство в Тобруке во главе с Абдаллой Тинни и генералом Халифой Хафтаром, ведущими сражение против террористов «Исламского государства».
Беря на себя строительство в Египте атомной электростанции, Москва вновь заявляет о своём присутствии на Ближнем Востоке и теперь уже не только военном. Россия уверенно входит в ближневосточную экономику, что вызывает рост доверия к ней у арабских партнёров. Неслучайно один из читателей популярного в арабском мире портала «Аль-Монитор» так прокомментировал российско-египетскую сделку в области атомной энергетики: «Египет ближе к России, чем когда-либо. Хорошая работа, Путин».
Александр Кузнецов
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)