Большая приватизация на Украине: что не хотят покупать инвесторы
Фонд госимущества Украины планирует в текущем году продать 450 объектов, находящихся в государственной собственности. Как это сделать за 6 месяцев, не говорится, как и нет планов поступления средств от продажи.
Премьер-министр Владимир Гройсман требует ускорить приватизацию. «Считаем, что затягивать процесс приватизации не нужно. Всегда можно найти причину, почему нужно перенести на потом», — сказал глава правительства, отвечая на вопрос, не стоит ли отложить продажу энергокомпаний до принятия закона о независимом регуляторе. Этот вопрос показательный: бюджет страдает от нехватки средств, и премьер хочет его наполнить, закрывая глаза на возможные проблемы в будущем. «Действующая система является достаточно прозрачной и понятной. Никаких угроз и никакой смены политик тут нет», — сказал премьер, добавив, что энергокомпании следует начать продавать уже осенью этого года.
Но возникает вопрос: сколько государство может заработать на компаниях, которыми оно неэффективно управляло 25 лет, да еще продавая их в условиях войны, кризиса и спешки? Многие украинские политики уверены, что это станет повторением приватизации 90-х годов, когда госактивы были распроданы за мизер.
На откуп олигархам
Собственно, наши сомнения подтвердил и председатель Фонда государственного имущества Украины Игорь Билоус. По его словам, украинские предприятия особым спросом у инвесторов не пользуются. «Об ажиотаже, наверное, рано говорить, нам надо достаточно много работать вместе с правительством и другими министерствами по подготовке тех объектов приватизации, и именно подготовки интереса от инвесторов — как национальных, так и иностранных. На сегодня интерес очень низкий, ОПЗ является исключением из этого перечня, ОПЗ является не только украинским предприятием, а является стратегическим объектом на глобальном рынке минеральных удобрений», — заявил он.
Кабмин утвердил условия продажи ОПЗ в мае, фактически открыв большую приватизацию. Россиянам запретили участвовать в приватизации. Цену определили в 13,2 млрд грн — это около 500 млн долл. Многие эксперты после этого недоумевали — мол, цена серьезно занижена. В начале года первый заместитель директора предприятия Николай Щуриков заявлял, что за эту компанию государство могло бы выручить 1 млрд долл. Но в СМИ появилась масса публикаций о якобы нехороших финансовых показателях предприятия. Зачем это нужно? Для уменьшения цены объекта (и это не единичный случай; недавно, например, Служба безопасности Украины раскрыла искусственную природу задолженности и процедуры банкротства химзавода в Донецкой области в районе проведения Антитеррористической операции, который Кабинет министров готовит к приватизации).
«Они сейчас хотят бросить Одесский припортовый завод, который дает нам возможность быть энергетически независимыми от всего мира. Арабы уже давно нам предлагают проект „Карбамид“ в обмен на сжиженный газ. Они нам танкерами по Черному морю в ОПЗ сжиженный газ, а мы им — карбамид (это аммиак, без него ничего там, в пустыне, не растет). И это бы очень серьезно усилило энергетическую независимость Украины. Так нет, давайте с молотка отдадим ОПЗ», — возмущается Олег Тягнибок.
Из украинцев за ОПЗ будут бороться владелец Group DF Дмитрий Фирташ и экс-губернатор Днепропетровской области, совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский. Они этого и не скрывают. И иностранному инвестору будет крайне сложно конкурировать с отечественными олигархами. Сергей Лещенко как-то высказывался в пользу приватизации ОПЗ европейцами или американцами. За почти два месяца ни одна западная компания не проявляла заинтересованности этим активом.
И это лучший украинский актив, по словам Билоуса. Если даже он не пользуется спросом за рубежом, то другие, менее привлекательные активы, иностранцам точно не понравятся. Это значит, что единственными потенциальными покупателями станут украинские олигархи. И, возможно, некоторые российские, но поскольку им не позволят напрямую покупать активы, в тендерах смогут принимать участие их офшоры. Для них как раз выгодно занижение цены, чтобы без серьезной конкуренции, в условиях, когда на предприятия и так нет спроса, выкупить активы подешевле.
«Зачем продавать сейчас завод? Понятно, что он будет продан в три раза дешевле, чем мог бы стоить при хороших условиях. И кто продает 99% акций предприятия? Что мы, африканцы какие-то, что продаем иностранцам или еще кому-то все вместе с потрохами? Зачем продавать объект с акваторией? Там же огромный залив, инфраструктура, с окружающей землей, железной дорогой и так далее. Есть очень серьезные подозрения, что опять будут побеждать в таких операциях олигархи, и олигархический клан будет только укрепляться. Объект продает продукцию на зарубежных рынках, и мы услышали, что некоторые депутаты и другие приближенные к власти давили на ОПЗ, чтобы он заключал невыгодные, убыточные договора в пользу каких-то других лиц, и это составляло систему коррупции вокруг завода», — говорит бывший и. о. главы ФГИУ Владимир Лановой.
Скромные суммы
О том, что сейчас не самые лучшие условия для продажи таких важных предприятий, говорят многие эксперты. Хотя в Кабмине придерживаются другой точки зрения. Активным лоббистом продажи активов является сопредседатель Группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине, экс-министр финансов Словакии Иван Миклош. Он верит, что рынок назовет реальную цену, а все остальное — это разговоры.
«Во время войны проводить приватизацию — это все равно, что продавать квартиры в горящем доме. Мы понимаем, что сейчас реальную стоимость определить невозможно, и это попытка скупить олигархами их за бесценок. Плюс сама идея приватизировать прибыльные предприятия... А там много прибыльных предприятий. Порты, например. Эта идея бессмысленна», — не согласен с этим внефракционный нардеп Андрей Ильенко.
Ранее в ФГИУ заявляли, что запустят аукционы, на которых будут продаваться предприятия без объявления цены. Это, конечно, не крупные предприятия, но под этой маркой можно пустить с молотка за копейки эффективно работающие компании.
Против приватизации в нынешних условиях выступают партии «Батькивщина», «Свобода», «Оппозиционный блок», РПЛ и ряд внефракционных депутатов. Все в один голос утверждают, что сегодня эффективных инвесторов мы не найдем, а приватизация превратится в дерибан. «То, что сейчас государственные предприятия могут быть проданы за абсолютный бесценок, — это абсолютно очевидно. В стране глубочайший кризис, никакие инвесторы сюда не идут, и здесь ничто ничего не стоит. Поэтому продавать дорогостоящие предприятия сейчас — это преступление перед Украиной», — считает нардеп Александр Вилкул.
К примеру, за украинскую энергетику ФГИУ просит всего 300 млн долл. За эту скромную цену на продажу выставляются по 70% акций «Николаевоблэнерго» и «Харьковоблэнерго», 71% «Черкассыоблэнерго», 60% «Запорожьеоблэнерго», 51% «Тернопольоблэнерго», 70% «Хмельницкоблэнерго». А в начале 2017 г. будут продавать и «Центрэнерго». Цены на нее пока нет, но известно, что в покупке компании заинтересованы структуры, связанные с братьями Суркисами и Игорем Кононенко.
Если Кабмин и хотел наполнить бюджет, то подобные суммы кажутся несерьезными для латания дыр в нем. Украина ежегодно берет в разы больше кредитов, чем получит от приватизации.
«Зачем продавать стратегический объект, который дает уникальные доходы, который платит уникальные налоги?... Зачем это делать? Если это убыточное предприятие — меняйте менеджера. Это не помогло? Тогда думайте, что дальше с этим делать. А если это высокорентабельное предприятие, которое дает сотни миллионов гривен налогов в государственный бюджет, в местные бюджеты, зачем тогда это выставлять на приватизацию в условиях, когда фактически ничего не покупается и не продается? Точнее, покупать за бесценок готовы все, только продавать никто не хочет... Я убежден, что таким образом мы бюджет не наполним, потому что реальной цены за стратегические объекты, которые сейчас выставляются на приватизацию, получить невозможно», — уверен Сергей Соболев.
В поисках эффективного собственника
Процесс продажи государственной собственности в Украине сопровождается словесным потоком об эффективном частном собственнике и неэффективном государственном управлении. «Проведение публичной, открытой приватизации даст возможность повысить эффективность управления государственными предприятиями в Украине, побороть коррупцию и стимулировать создание новых рабочих мест. Все остальное — это популизм и никакого отношения не имеет к реальному сектору экономики, к публичности, к антикоррупции», — громко заявил премьер Гройсман. Однако при этом Кабмин оставляет в госсобственности более 700 предприятий. Каким-то образом там планируют «повышать эффективность управления, уничтожать коррупцию и стимулировать создание новых рабочих мест»? Так если такие пути есть, то, может, стоило бы подождать лучших времен и продать активы позже? Или же оставшиеся в госсобственности компании и дальше будут страдать от тотальной коррупции? Например, Кабмин не будет приватизировать «Укрзализныцю», а работа этой корпорации не выдерживает никакой критики. Значит, есть другие мотивы большой приватизации.
«Интересную мысль сказала Юлия Владимировна Тимошенко. Она для меня новая, я о ней задумался. Помните, Абромавичус сказал, что это хорошо, что 5 долларов зарплата будет в стране, зато придут крупные корпорации, и будет тут кому работать? Может быть, нас сознательно превращают в какой-то сырьевой придаток, в котором мы будем пахать на каком-то поле? Какая еще может быть логика у государства, которое продает самые лучшие объекты за бесценок? А кому они продадут? Иностранных инвесторов нет. У нас самый большой вкладчик в Украину кто? Кипр. Знаете почему? Украли деньги здесь, перевели в офшоры на Кипр, на эти деньги выкупили Украину — и пахать теперь будем на них все время», — заявил Вадим Рабинович.
В Кабмине парируют — продавать жизненно важные компании не будут. Но при этом есть намерения продать объекты из финансового сектора — государственные банки «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк». А что произойдет, если государственные банки лишатся специального статуса по возвращению всех депозитов в полном объеме в случае объявления его банкротом? Продадут также «Укрспирт», ГПЗКУ (наверняка китайцам), отдадут в концессию морские порты. Многие эксперты уверены: стоит только решить вопросы с коррумпированным менеджментом — и можно зарабатывать на этих предприятиях миллиарды гривен. Это могло бы делать государство, но, скорее всего, займутся этим уже частные инвесторы. В Кабмине прогнозируют, что вопрос продажи займет 5 лет.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)