Инструмент Судного дня: как испытывали первую водородную бомбу (ФОТО, ВИДЕО)
Заряд, равный мощности тридцати бомб, сброшенных на Хиросиму, десятки разрушенных зданий, испепеленная военная техника в радиусе нескольких километров и радиоактивное облако размером с приличный город — ровно 65 лет назад, 12 августа 1953 года, на Семипалатинском полигоне состоялось первое в Советском Союзе испытание водородного боеприпаса.
Следующие 40 лет атомные грибы сотни раз поднимались в небо над территорией, окруженной обычными населенными пунктами. Как простые люди пережили испытания ядерного оружия на крупнейшем в мире полигоне, который находился у них буквально под боком, — в материале РИА Новости.
Сметая с лица земли
Испытания первой в СССР водородной бомбы РДС-6с проводились на Семипалатинском полигоне в 60 километрах от ближайших населенных пунктов. Однако яркую вспышку колоссального взрыва видели на расстоянии до ста километров. А оглушительный грохот слышали еще дальше.
Чтобы наглядно оценить разрушительный эффект новой бомбы, на Семипалатинском полигоне возвели условный город из условных промышленных и административных зданий, разместили военную технику. В общей сложности в чистом поле построили почти двести сооружений.
Читайте также: Чем вооружат ядерные силы России в ближайшие годы? (ФОТО)
РДС-6с подрывали на поверхности земли. Заряд закрепили на 40-метровой стальной башне. Сигнал с пульта управления на детонацию подали в 7:30 утра 12 августа. В воздух поднялось гигантское раскаленное облако. Ножка гриба достигала километра в диаметре. В эпицентре образовалась воронка глубиной восемь и диаметром до 40 метров.
Большинство зданий и сооружений в радиусе четырех километров снесла ударная волна. А радиационное заражение поставило крест на дальнейшем использовании уцелевших построек.
Всего на Семипалатинском полигоне произвели более 200 воздушных и наземных ядерных взрывов. Тестовые подрывы продолжались до октября 1963-го, когда в силу вступил договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. С тех пор бомбу взрывали только под землей.
Полигон был одним из самых засекреченных мест в Советском Союзе. Призывники, попадавшие сюда на срочную службу, даже не знали, куда их везут. Александр Чумовицкий, служивший в Семипалатинске в инженерных войсках с 1979 по 1981-й, вспоминает:
«Пока я не увидел вывеску „Конечная“ — так называлась последняя железнодорожная станция, — понятия не имел, куда мы едем. В ходе службы мы далеко не всегда точно знали, что и для чего делали. Например, выезжали в степь прокладывать электрические кабели. А куда они идут и какое у них предназначение — не нашего ума дело.
Об испытаниях, естественно, не предупреждали. Но мы сами все поняли, когда рвануло в первый раз. Сложно не догадаться, если по казарме вдруг скачут табуретки».
Источник - Русская весна