Украинские политэмигранты: герои вчерашних дней или активные игроки?
Из Украины эмигрировал Антин Мухарский (он же Орест Лютый) завзятый русофоб и автор песен «А я не москаль», «Катя-ватница», «Идёт кацап по городу».
«Если вы читаете эти строки, это означает, что я уже пересек государственную границу Украины и нахожусь в одной из стран Европы, где, вероятнее всего, в ближайшее время попрошу политического убежища», — с трагическим надрывом написал в своем Фейсбуке господин Мухарский.
Поводом для поиска политубежища стало принятие на Украине закона об усилении ответственности неплательщиков алиментов. Мухарский считает, его сделали «главным злостным алиментщиком страны».
Читайте также: Украинский националист просит «политического убежища» в ЕС из-за алиментов
За карикатурной историей «политической» эмиграции алиментщика Мухарского-Лютого остается в тени огромная проблема современной Украины — реальная политэмиграция десятков тысяч граждан из страны, якобы «победившей демократии», а на самом деле — из государства с воцарившимся националистическим режимом, практикой массовых политических преследований и разгулом уличного насилия ультраправых радикалов.
Вообще проблема массовой эмиграции для Украины не нова и все волны массового выезда за рубеж с середины XIX века Украину не миновали. Например, волна эмиграции на излете существования СССР и в первые годы независимости вынесла за пределы Украины от 400 до 700 тысяч человек.
По мнению директора Института исследований диаспоры Игоря Винниченко, на 2001 год украинская община за рубежом составляла 10–13 млн человек. К этим цифрам надо добавить огромное количество этнических евреев, русских, греков, венгров, поляков и других выходцев из Украины, которые с «дияспорой» не воссоединялись.
Точное количество уехавших неизвестно, поскольку с того самого 2001 года официальных переписей населения на Украине не проводилось. Понятно лишь, что с 48,5 миллиона человек (результат той давней переписи) за прошедшие годы население страны значительно уменьшилось.
Ответ «насколько уменьшилось» станет наглядной иллюстрацией истинных достижений независимости. Именно поэтому власти Украины всячески игнорируют предписания ООН и оттягивают момент истины.
Очередная перепись населения должна была пройти в 2010 году, но ее перенесли на 2012-й. Затем с 2012-го на 2013-й, с 2013-го на 2016-й и, наконец, с 2016-го — на 2020-й.
Цифры обещают быть жуткими, особенно с учётом проблемы Крыма и Донбасса. По весьма оптимистичным расчётам Института демографии при Академии Наук, к 2050 году украинцев останется всего 32 миллиона (против 52, которые проживали на Украине на момент провозглашения независимости).
Вдобавок, населения стремительно стареющего — к 2025 году каждый четвёртый украинец будет старше 60 лет. Такими темпами не вымирает ни одна европейская страна.
Если отложить в сторону общие причины вымирания (вроде старения населения, плохого здравоохранения, высокой смертности в результате ДТП и несчастных случаев), а также военно-политические факторы (отпадение мятежных регионов и вооруженный конфликт с многочисленными человеческими жертвами), важной причиной уменьшения народонаселения является экономическая эмиграция, которая — после событий 2014 года и последовавшего за ними грандиозного кризиса — приняла характер массового бегства.
«После Революции Достоинства усилился поток эмиграции из Украины. Если взять в разных её формах, как временную, так и постоянную, мы подошли к 10 миллионам. Сюда входят и выезд на учебу, и переезд членов семьи. 10 миллионов украинцев находятся за рубежами Украины, — утверждает директор Института трансформации общества Олег Соскин.
— Из них на постоянное или временное место жительства за последние десять лет ушли где-то 4 миллиона человек. 6 миллионов — это те, кто находятся в неопределенном состоянии: заробитчане, студенты, те, кто на 100% еще не уверены, что покинут страну».
Подсчитаем. На 1 декабря прошлого года, по данным Госстата, население Украины составило 42 233 390 постоянных жителей. Если вычесть из этого числа 4–5 миллионов жителей отпавших регионов Луганска, Донецка и Крыма да 4 миллиона на постоянной основе проживающих за рубежом трудовых мигрантов, уже сегодня цифра людских потерь получается близкой к прогнозируемой Институтом демографии лишь на 2050 год.
Согласно данным различных соцопросов, ещё от 20 до 30% украинцев хотят покинуть Украину в обозримом будущем, поскольку считают, что на родине у них нет перспектив. А вот ныне действующую власть данный порядок дел абсолютно устраивает, поскольку массовая эмиграция эффективно обнуляет безработицу и уехавшие шлют на Родину денежные переводы, общая сумма которых составляет до 7 миллиардов долларов в год.
Что будет в будущем власть мало интересует: «$7 млрд — это хорошие, реальные деньги. Чем больше людей уезжает за рубеж, тем сейчас это выгоднее для государства», — в интервью «Апострофу» рассказывает управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман.
Итак, если свести воедино все данные, на Украине сегодня работают 15,5 млн человек трудоспособного возраста, а могли бы работать 25,2 млн — такова человеческая цена «революции достоинства».
Естественно, далеко не все эти люди собирались уезжать из родной страны. Многие бежали от войны, от безнадежности закрывающихся предприятий, от чудовищного разгула уличной преступности или спасая детей от прививаемого со школьной скамьи националистического яда.
Можно ли считать этих уехавших граждан исключительно «экономическими мигрантами»? Или причиной их бегства стали все-таки причины политические?
…В январе далёкого уже 2012 года украинские СМИ массовым порядком перепечатывали материал Би-Би-Си «Политическая миграция из Украины может стать реальностью». Речь о том, что «деспотический режим» Януковича затребовал от Чехии выдачи супруга Юлии Тимошенко, обвиняемого в соучастии в хищениях своей супруги, а Чехия в ответ предоставила ему политическое убежище.
«Случай с Александром Тимошенко станет началом более системного явления — политической эмиграции. Ибо власть выбирает крайние способы подавления сопротивления», — пророчествовал руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.
А его коллега-политолог Виктор Чумак раскрывал журналистам истинную причину «страшных репрессий» на тогдашней Украине. «На мой взгляд, есть еще один фактор. И, как это ни странно, это отношения России и Украины в теме газа. Будет дешевый газ для Украины — продолжится сворачивание демократии, свободы слова, политической конкуренции. Зато, дорогой газ будет означать необходимость для Киева идти на сближение с Евросоюзом, а значит — и придерживаться его требований», — утверждал господин Чумак в интервью bbc.uа.
Читайте также: Момент истины для Петра Порошенко — мюнхенское безумие
И вот Янукович свергнут, тарифы на газ достигли таких высот, что народ громко воет, отношения России и Украины безнадёжно испорчены — казалось бы, наступил рай для демократии. Между тем количество политических эмигрантов только растёт. В эмиграции оказалось множество влиятельных политиков, вроде бывшего премьера Николая Азарова, первого заместителя руководителя АП Андрея Портнова, экс-вице-премьера Виктора Тихонова.
Уезжают политики не только из пула Януковича — например, недавний соратник Порошенко нардеп Александр Онищенко или лидер партии «Родина» Игорь Марков. Вынуждены были бежать множество оппозиционных журналистов — как ярких представителей антимайдана (Александр Чаленко, Ростислав Ищенко, Оксана Шкода и многие другие), так и более умеренных взглядов — из недавних примеров можно вспомнить бегство из Киева редактора «Страна.ua» Игоря Гужвы.
В эмиграции оказываются крупные бизнесмены (скажем, Дмитрий Фирташ) и предприниматели рангом поменьше. Под давлением правых радикалов оставляют родину сотни политических оппонентов режима на региональном уровне, в том числе и те, кто Майдан поначалу поддерживал (например, блогер Александр Мединский).
Их отъезд — это вынужденная мера, поскольку, в противном случае, в якобы «свободной Украине» их ждёт бессудное заключение (как политического заключённого Мехти Логунова), тюремные камеры (как журналистов Василия Муравицкого, Дмитрия Тимонина, Евгения Васильца), безнаказанное убийство (как убили Олеся Бузину) или загадочное «самоубийство» (Михаил Чечетов, Валентина Семенюк-Самсоненко).
Нынешняя политэмиграция — это не беглые алиментщики, а серьёзные люди, которые оказались за пределами Украины из-за своих убеждений и неприятия ныне действующего режима.
Читайте также: Настоящая дебандеризация: как Польша начала то, о чём мы только говорим (ФОТО)
Политическая эмиграция (если она не планирует вечно оставаться таковой) должна настойчиво объединять усилия, свои разнообразные возможности и становится фактором внутриукраинской политики. Для этого необходимо структурироваться, объединиться на максимально широкой политической платформе тем представителям оппозиции, которые пребывают сейчас и в России, и тем, кто находится на Западе.
Предыдущие попытки объединения нельзя признать по-настоящему эффективными. Необходима координация работы политиков, бизнеса и медиа для отстранения неконституционного режима, и привлечение к данной работе десятков тысяч людей, которые оказались в вынужденной эмиграции. Цель — объединение усилий в построении подлинно демократического государства. Цену диктатуры каждый из нас уже знает.
Константин Кеворкян
«Украина.ру»
Источник - Русская весна